«Порно»: Это грех?
Не так давно сменивший владельцев культовый американский хоррор-журнал FANGORIA перед этим успел поспособствовать выходу кровавой и дешевой, но при этом по-хорошему искренней комедии ужасов «Порно». Почему на этот фильм стоит обратить внимание даже тем, кто уже подзабыл про волнения и проблемы пубертата, рассказывает Ольга Шредер.
«Порно» / Porno (2019)
Режиссер: Кеола Рэсела
Сценарий: Мэтт Блэк, Лоренс Ванничелли
Оператор: Джон Вакаяма Кэри
Продюсеры: Крис Коул, Сара Сюлки О
Неудивительно, что в «Порно» (2019) Кеолы Рэселы самым страшным кошмаром для христианской молодежи стала голая женщина из ада. На дворе 1992 год, в подростках беснуются гормоны, а в интернете только-только появилась первая фотография. Единственные доступные (но незаконные) способы увидеть обнаженку – подглядеть за соседкой или проскользнуть на сеанс с рейтингом R. При этом каждый взрослый в округе одержимо твердит: «Это грех». Голое тело – грех. Секс – грех. Порно – как наркотик, еще больше грех. Иисус наблюдает за тобой.
Четверо подростков работают в кинотеатре маленького набожного городка. Чез, девушка с густо накрашенными глазами, влюблена в школьного красавчика Рики, который недавно вернулся из «исправительного» лагеря для геев. Их коллеги Тодд и Эйб – лучшие друзья. Иногда они заглядывают в окно соседки, а теперь спорят, покажут ли в «Их собственной лиге» голую грудь. Всю эту банду шпыняет молодой киномеханик «Хеви-метал» Джефф, проповедующий философию sXe и любовь к Богу.
После закрытия начальник мистер Пайк разрешил им остаться и посмотреть что-нибудь из новинок. Планы героев срывает бродяга, забравшийся в кинозал. В попытке сбежать полоумный мужик пробил стену, за которой оказались еще один зал и обгоревший склад с пленками и плакатами, намекающими на грайндхаусное прошлое кинотеатра. Там ребята нашли ленту в стиле «Всех оттенков тьмы» Серджо Мартино, на которой голая женщина в джалло-красном свете занимается каким-то сатанизмом. Пока герои спорили, что перед ними – порно или артхаус, – они случайно призвали кровожадного суккуба по имени Лилит, запертого в пленке.
Порнографии в «Порно» конечно же нет, а человеческая нагота демонстрируется как нечто естественное, но по-юношески стыдное. «Порно» – одна из немногих комедий, в которой визуальные шутки ниже пояса и полное отсутствие цензуры выглядят уместно. Режиссер комбинирует черную комедию и хоррор так, что иногда у тебя непроизвольно скрипят зубы: например, крайне реалистичная сцена с разорванными в кашу яичками Джеффа, перевязанными «бантиком», чтобы остановить кровь – то еще зрелище (скажите спасибо художникам Грегу Пикульски и Бретту Шмидту).
Производством фильма занималась группа молодых ребят, знакомых с киношколы. Несмотря на то, что у них нет многолетнего опыта (для режиссера и сценаристов это был первый полнометражный фильм) и большого бюджета, они сняли картину с хорошим гримом и практическими эффектами. Каким-то образом с помощью ракурсов и света оператору Джону Вакаяма Кэри удалось сделать маленькое замкнутое пространство кинотеатра интересным и не мозолящим глаза. Как только демон появляется перед героями, комнату заполняет неоновый свет, а стены сжимают пространство, напоминая, что подросткам некуда бежать.
Мир «Порно» консервативен до умиления. Однако Рэсела высмеивает не религию, а пуританство и те «духовные ценности», в основе которых лишь стыд и лицемерие, ведь взрослые вроде мистера Пайка редко придерживаются своих же советов. Иронично, но самые ценные уроки о любви, дружбе и принятии себя герои «Порно» учат с суккубом, которая отрывает половые органы, если твоя воля недостаточно сильна.
Кеола Рэсела снял кино, которое, возможно, многие захотели бы посмотреть в юности, но ни за что бы не попали на сеанс: грубое, запретное, но очень искреннее. И пускай «Порно» временами кажется скучным, потому что фильм не может переплюнуть сам себя, глуповатым и инфантильным, в нем есть очень простой и прогрессивный посыл о честности с собой и другими. А еще мысль о необходимости адекватного сексуального воспитания, после которого подростки не будут вырастать закомплексованными вуайеристами или путать сатанинские ритуалы с фильмами для взрослых. Может, даже хорошо, что сегодня у всех есть интернет, и «грешить» стало куда проще.