Advertisement

«Пороховой коктейль»: Мочи козлов!

15 июля в российский прокат вышел «Пороховой коктейль», новый фильм Навота Папушадо («Очень плохие парни») с Карен Гиллан, Линой Хиди, Полом Джаматти и другими. О том, как этот фильм переосмысляет наследие Квентина Тарантино и Джона Ву, рассказывает Иван Афанасьев.


«Пороховой коктейль» / Gunpowder Milkshake (2021)
Режиссер: Навот Папушадо
Сценарий: Навот Папушадо, Эхуд Лавски
Оператор: Майкл Серезин
Продюсеры: Шена Эдди-Груф, Люк Этьен, Кристоф Фиссер и др.


Сэм – хорошая девушка. И особенно она хороша в убийстве людей: работает профессиональным киллером в могущественной организации под названием «Фирма», возглавляемой властным джентльменом Нэйтаном. Он любит и ценит Сэм не столько как профессионала своего дела, сколько как родную кровь – тем более ранее он работал с её матерью Скарлет, бежавшей из организации и от собственной дочери много лет назад. От нее Сэм и получила свои специфические таланты, за что, впрочем, вряд ли готова сказать ей «спасибо». Однажды Нэйтан выдаёт киллерше простое задание – устранить бухгалтера, укравшего у «Фирмы» солидную сумму денег. Сэм довольно быстро находит и устраняет его, но не без осложнений: выясняется, что деньги мужчине нужны были, чтобы вызволить из лап недоброжелателей собственную дочь. Понимая, что без её помощи девочке конец, Сэм решает завершить аферу бухгалтера – и вызывает на себя гнев «Фирмы» и ее партнеров, включая гангстера Джима МакАлистера, сына которого она убила во время одного из предыдущих заданий.

Рука с ходу тянется вывести вердикт «Пороховому коктейлю», назвав его «Джоном Уиком про женщин». Что будет справедливо в той же степени, сколь уместно будет сравнить любой другой боевик с картиной Дэвида Литча и Чада Стахелски. Фильм про лишённого жалости к своим врагам убийцу по прозвищу Баба Яга стал общепринятым эталоном в жанре, задав новую планку качества постановки как перестрелок, так и ближнего боя. Что ж, кажется, у Киану Ривза появился серьёзный конкурент – «Пороховой коктейль» по части постановки и изобретательности может дать фору даже триквелу сериала про белорусского киллера. В то же время, сравнивать оба проекта вроде как не совсем честно: Джон Уик был своего рода бронзовым памятником драматичным гонконгским боевикам а-ля «Круто сваренные». Фильм Папушадо же – такой ироничный тарантиноид, который чем дальше, тем сильнее трансформируется в весёлый балаган.

Мочат в сортирах и прочих интересных местах тут максимально творчески, стараясь избавиться от заезженных приёмов и в каждой сцене найти какую-то свою уникальную фишку. Скажем, в одной из сцен героиня вынуждена противостоять группе из трёх подосланных киллеров в клубе для боулинга, не имея под рукой ничего, кроме того самого чемоданчика денег с нарисованной пандой. Будьте уверены – в руках Сэм тривиальный предмет превратится в оружие массового поражения. Впечатляет, как здорово вошла во вкус Карен Гиллан, превратившись на экране в абсолютную машину для убийства. Ей в этом ассистируют члены сообщества «Библиотека», женщин, предоставляющих оружие для киллеров, спрятанное в томики книг. Это, кстати, довольно интересный образ – интеллектуалки, умеющие при этом безупречно управляться с оружием, живут в самой настоящей библиотеке.

Не стоит удивляться, что в «Пороховом коктейле» нет ни одного положительного персонажа противоположного женскому пола – это вполне себе феминистическое кино, которое убедительно прибирает «мужской» жанр боевика к своим рукам. Кто-то может возразить и сказать, что снят фильм мужчиной, более того – сценарий написан им же. Но если вспомнить предыдущий, самый известный фильм Папушадо, «Очень плохие парни», то обнаружится, что это тоже кино про кризис маскулинности, не способной адаптироваться к стремительно меняющемуся миру. По сути, «Фирма», выступающая против Сэм – это сборище максимально токсичных мужчин, постоянно устраивающих разборки с другими, деля зоны влияния и демонстрируя превосходство; Сэм для них лишь оружие для достижения цели. Трудно, правда, сказать, что в этой формуле есть какой-то наносной слой, чтобы «влиться в повесточку»: фильм просто берёт имеющуюся структуру мира (власть держащие мужчины сталкиваются с неповиновением подконтрольных им женщин) и трансформирует её в увлекательное жанровое высказывание.

Кроме того, фильм Папушадо выполняет и другую важную задачу: лишает образ «женщины с пистолетом» наносной эротической составляющей, отказываясь от объективации, как это часто было в других фильмах с похожей тематикой. Просто вспомните облик женщин-«стрелков» в предыдущих боевиках. Сцена с раздеванием Элен Рипли в «Чужом». Сексуализированные образы женщин-убийц в «Никите» и «Анне» Бессона, пародией на фильмы которого «Пороховой коктейль» временами кажется. Даже недавняя «Атомная блондинка», в которой к голой и смертельно опасной Шарлиз Терон присовокупили голую же Софию Бутеллу, скрестив эрос с танатосом в каких-то граничащих с БДСМ-практиками количествах. Да что там, просто сходите в кино на «Чёрную вдову» и подсчитайте количество ракурсов с попой Скарлетт Йоханссон в точке золотого сечения кадра. Так вот, женщины в «Пороховом коктейле» не выглядят эротическими игрушками в руках мужчин, наделенных властью: они женственны, красивы и даже по-своему нежны. И едва ли кто-то хоть на секунду усомнится в их привлекательности.

В общем, «Пороховой коктейль» знаменателен хотя бы тем, что развенчивает некоторые штампы классических боевиков, и делает это без давления на возможную разницу во взглядах. Одновременно с тем это образцовый представитель жанра, который ещё и успевает пробежаться по всей классике и воздать ей должное: от фильмов Уолтера Хилла до современных представителей (есть даже лёгкий привет постмодернистским творениям Бена Уитли в виде Майкла Смайли в одной из второстепенных ролей). Всё это подчёркивается цветовой гаммой, раскрашенной во все цвета неоновых 1980-х – то есть фильм хоть и претендует на переосмысление, но уважительно относится к своей родословной, не пытается её дискредитировать. Если и сравнивать фильм Папушадо с чем-то, то пусть это будет первая часть «Убить Билла», для своего времени революционное произведение, прочертившее черту под жанром боевика. Вряд ли такая слава светит «Пороховому коктейлю», но он и не относится к себе слишком серьёзно. Всё это just for fun.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
WordPress: 12.07MB | MySQL:112 | 0,301sec