«Последний клиент»: Нелюбимый ребенок умирает каждый день


ПРОКЛЯТИЕ

В прокате идет психологический триллер «Последний клиент» от авторов популярных детективных романов Андерса Рённова Кларлунда и Якоба Вайнрайха. Главные — и практически единственные — роли исполнили Сигне Эгхольм Олсен и Антон Йейле. Подробности — в рецензии Яны Теловой.


Последний клиент / Klienten (2022)

Режиссер: Андерс Рённов Кларлунд
Сценарий: Андерс Рённов Кларлунд, Якоб Вайнрайх
Оператор: Мэдс Томсен
Продюсер: Мортен Расмуссен


«Я хочу исчезнуть», — заявляет загадочный молодой человек, удобно усевшись в кресло своего психолога, — «Хочу исчезнуть так, будто меня никогда и не было». Сюзанна Хартман (Сигне Эгхольм Олсен) транслирует недоумение: как этот человек вообще мог оказаться в ее дорогом офисе с панорамными окнами с видом на облака? Привыкшая принимать стареющих бизнесменов, мысли которых далеки от суицидальных, Сюзанна тут же настораживается — и не зря.

Человек, сидящий в кресле напротив, представляется как Марк Зидениус (Антон Йейле). Он три месяца откладывал деньги, чтобы накопить на один-единственный сеанс, прочитал от корки до корки бестселлер Сюзанны о воспитании трудных детей, и убежден, что далеко не все поддаются исправлению. Описывая свое несчастливое и лишенное родительской любви детство, Марк мимоходом добавляет, что его «жизнь кажется вечным падением в бездну бесконечного одиночества», и у Сюзанны перехватывает дыхание — именно эта фраза была недавно обнаружена на стене закрытого ресторана в Копенгагене, где на одном из столов неизвестный провел чудовищную процедуру по извлечению эмбриона из матки беременной женщины. Сюзанна понимает — перед ней сидит серийный убийца, который уже несколько месяцев держит в страхе сразу три страны — Данию, Норвегию и Швецию.

«Последний клиент» (в оригинале — Klienten) стал дебютной совместной кинематографической работой двух писателей, больше известных под псевдонимом А. Дж. Казински. В далеком 2010 году Андерс Рённов Кларлунд и Якоб Вайнрайх написали и опубликовали выстроенный на историко-культурологическом фундаменте Дании криминальный роман «Последний праведник» (Den sidste gode mand), который был переведен на восемнадцать языков и стал заметным событием литературной жизни.

Спустя несколько лет у творческого тандема стали появляться мысли о возможном совместном создании фильма — Андерс Рённов Кларлунд уже имел за плечами режиссерский опыт, а Якоб Вайнрайх был готов выступать в качестве сценариста. Так постепенно появился текст с рабочим названием «Датская трагедия», центральным событием которого стало посещение серийным убийцей кабинета психолога. Любовь к сюжетным твистам довела авторов не только до большого экрана, но и до онлайн-платформ — в 2022 году второй триллер («Любовь для взрослых»), снятый по книге Кларлунда и Вайнрайха (на этот раз использовавших псевдоним Анна Экберг), стал первой картиной производства Netflix на датском языке и в разы увеличил популярность писателей.

В одном из интервью Кларлунд и Вайнрайх признавались, что для них идеальным литературным произведением является то, в котором читатель забывает о себе и полностью растворяется в вымышленном персонаже, перенимая его взгляд на мир и направление мысли. В «Последнем клиенте» авторы словно решили перенести свои литературные правила в кинематографическую плоскость, объединив зрителя и маньяка — в какой-то момент мы погружаемся в память главного героя и видим события от первого лица так, будто они произошли с нами.

На протяжении полутора часов «Последний клиент» блуждает по волнам памяти несчастного убийцы, то лишая его человеческих качеств, то, напротив, награждая способностью к сопереживанию. Отвести взгляд от Антона Йейле невозможно — его мимика и тембр голоса одновременно пугают и завораживают. Так герой, вызывающий отторжение на первых минутах фильма, начинает деформироваться, превращаясь в жертву. Можно ли оправдать преступника, почувствовав на себе его боль? И кто виноват: он или череда событий, что привела к неизлечимым травмам?

В финале картины, как и в жизни, не стоит ждать однозначного ответа — да, нелюбимый ребёнок умирает каждый день, но если он продолжит путь, вымощенный кровавыми кирпичами, то кто прервет череду насилия?

Share on VK
Яна Телова

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 12.07MB | MySQL:116 | 1,863sec