«Обладатель»: антиутопия по-кроненбергски
Новый фильм талантливого сына гениального отца Брэндона Кроненберга стал объектом пристального внимания RussoRosso уже давно — мы включили его в список 20 самых ожидаемых хорроров года. А теперь, наконец, посмотрели — Ольга Шредер делится мыслями и впечатлениями.
«Обладатель» / Possessor (2020)
Режиссер: Брэндон Кроненберг
Сценарий: Брэндон Кроненберг
Оператор: Карим Хуссэйн
Продюсеры: Нив Фичман, Эндрю Старк, Фрайзер Эш, Кевин Крикст
Тася Вос (Андреа Райсборо) живет в альтернативном Торонто. Она настоящий трудоголик и редко проводит время с семьей. Никто и не подозревает, что тихая и задумчивая Тася работает киллером в организации, которая занимается заказными убийствами. Компания «заимствует» тело ничего не подозревающего человека, чтобы поместить в него разум своего агента с помощью навороченных технологий. После того, как киллер расправится с жертвой, он убивает носителя и возвращается в родное тело.
Новый клиент хочет занять место главы успешной компании, тайно собирающей информацию о рынке через веб-камеры. Героиня вселяется в тело Колина, чтобы устранить действующего генерального директора (Шон Бин) и его дочь (Таппенс Мидлтон), с которой встречается Колин. Но что-то пошло не так, из-за чего личности Таси и носителя начали болезненно смешиваться в борьбе за обладание телом.
В 2012 году Брэндон Кроненберг дебютировал с фильмом «Антивирус» о нездоровой любви к знаменитостям. Его герои покупали искусственно выращенное мясо своих кумиров и инъекции с их заболеваниями. В психоделическом хорроре «Обладатель», премьера которого прошла на последнем фестивале «Сандэнс», режиссер снова показал, до чего может довести необузданный капитализм.
Как и его отец Дэвид Кроненберг, Брэндон снимает кровавую научную фантастику о модификациях человеческого тела. «Обладатель» мог бы стать продолжением отцовской «Экзистенции», если бы ее органические технологии переделали под нужды грязного бизнеса. К тому же на роль начальницы Таси режиссер выбрал (и вряд ли случайно) Дженнифер Джейсон Ли, когда-то сыгравшую в «Экзистенции» разработчицу Аллегру Геллер.
Влияние отца на его творчество очевидно: Дэвид Кроненберг мастер боди-хоррора, а его фильмы, например «Видеодром» и «Муха», считаются классикой поджанра. В то же время Брэндон Кроненберг развивается как вполне самостоятельный автор с собственными интересами и стилем.
Вместе с оператором Каримом Хуссэйном режиссер придумал крышесносный визуальный язык. Большинство галлюцинаторных эффектов были созданы с помощью настроек камеры, проекций и винтажных объективов, а трюки вроде левитирующей воды в фонтане делались по научным видео с Ютуба. Брэндон также использовал оригинальный зум-объектив 70-х годов Angenieux 25-250 мм, заросший грибком, благодаря которому получались необычные кадры.
Практические, живые эффекты всегда ощущаются иначе, чем аккуратная графика, на что и ставил Кроненберг: он специально давит на мозги и пытается работать с подсознанием зрителя. Поэтому «Обладателя» стоит воспринимать как чувственный опыт. В момент, когда грань между хозяином тела и киллером начинает стираться, фильм превращается в долгий сюрреалистичный кошмар.
Если Дэвид Кроненберг с помощью мясных зомбоящиков исследовал сексуальность и тягу к насилию, то для Брэндона технологии – это в первую очередь инструмент системы, которая эксплуатирует человеческое тело в качестве «теплицы» для герпеса или маскировочного костюма. Используется и личность: Тася сознательно рискует рассудком и перемещается в тела ради экономических интересов больших шишек, потому что это ее работа. В обществе потребления Брэндона Кроненберга, где невозможность приватной жизни доводится до абсурда, дороже всего остаться цельным организмом без лишних личностей и отверстий в голове.