«Годзилла 2: Король монстров»: Дракарис не будет

В рецензии на блокбастер «Годзилла 2: Король монстров» мы не можем сдержать тревоги за будущее франшизы.


«Годзилла 2: Король монстров» / Godzilla: King of the Monsters (2019)

Режиссер: Майкл Догерти
Сценарий: Майкл Догерти и Зак Шилдс
Оператор: Лоуренс Шер
Продюсеры: Алекс Гарсиа, Джон Дж. Джашни, Мэри Пэрент и другие
Дистрибьютор в России: «Каро Премьер» (в прокате с 30 мая)


Новость о том, что на Земле живут гигантские монстры, человечество восприняло без энтузиазма. Люди собираются на демонстрациях и требуют ликвидировать всех кайдзю без разбора. Правительства тоже склоняются к такой политике, а у организации «Монарх» (защитников кайдзю) заканчиваются аргументы против. Но выбирать и не приходится: экотеррористы похищают «Орку» — новейшее изобретение «Монарха», позволяющее усыплять или пробуждать титанов по желанию владельца. Так, после долгой гибернации пробуждается Кинг Гидора — кайдзю невиданной мощи. И справиться с ним может лишь другой монстр — Годзилла.

Годзилла 2: Король монстров 2019 - Кинг Гидора

«Годзилла» 2014 года хоть и страдал от недостатка экшна и навязчивых семейных ценностей, все же внушал оптимизм. У самого известного кайдзю был интересный дизайн, сцены борьбы с монстрами-паразитами ГННУСами по-настоящему захватывали, а долгие прелюдии и финальный ярлык «Король монстров» можно было оправдать пробой пера и подготовкой зрителя: в конце концов, у американцев есть Кинг-Конг, а тут заморскую ящерицу коронуют. «Конг: Остров Черепа» (2017) вызывал опасения из-за подтекстов, но подкупал визуалом. Сиквел «Годзиллы» взял калибр покрупнее и воплотил все худшие ожидания.

Японский Годзилла — это символ гнева Земли, карающей человечество. Япония, на минуточку, приняла на себя аж две ядерные бомбы, однако для них кайдзю — не просто рефлексия на тему ядерного вооружения (хотя и этот мотив тоже важен), и даже не хоррор (хотя именно в этом жанре сделан оригинальный фильм 1954 года, как бы забавно это сейчас ни выглядело), а антивоенный посыл человечеству. В оригинальной киноленте нет хороших и плохих, а есть явления, реакция на них и последствия. Вообще вся франшиза пытается избежать откровенных ярлыков, постоянно маскируя их нейтральными красками, исключения составляют лишь Мотра, защитница Земли, и те кайдзю, что служат милитаристским захватчикам с имперскими планами.

Годзилла 2: Король монстров 2019

В американском ремейке наметился болезненный тренд не просто на очеловечивание животных, но на присваивание им характеристик «хороший» или «плохой». Для конца 2010-х подобные упрощения — это явный моветон, а в контексте животных монохромные человеческие ярлыки и вовсе кажутся нелепыми. Но именно таким путем пошли «Конг: Остров Черепа», и «Рэмпейдж» (2018), не встретив никаких препятствий у поклонников масштабных разрушений в кино. Так же действует и «Годзилла 2: Король монстров».

Создатели выбрали уже мумифицированную, но по-прежнему популярную сюжетную схему: большая часть событий показана через призму семьи со своими собственными проблемами, рядом расставлено еще несколько потенциально привлекательных персонажей и только потом где-то на заднем плане идут кайдзю. Уже через пятнадцать минут создается ощущение, что на дворе 1998 год, а режиссера зовут Роланд Эммерих. Какой бы апгрейд классического монстра ни задумали американцы из Legendary, на выходе получилась деградация франшизы. В фильме недвусмысленно сквозят сексистские, патриархальные и антропоцентристские взгляды. Дважды зрителю натужно впихивают картонного персонажа, чтобы затем в сцене его гибели с грустной музыкой дешево и сердито попытаться вызвать эмпатию. Вместо прогрессивных подтекстов — жуткие образы: все женское и хтоническое непременно предается разрушению (а мужское, устремленное в небеса, наоборот, регулярно превозносится), множество кадров натурально списано с икон, а женские персонажи (даже титаны) встают на колени перед самцами.

Годзилла 2: Король монстров 2019 - Вера Фармига и Чарльз Дэнс

В японском киноцикле в центре внимания часто оказывались духовные вопросы. В «Короле монстров» дух заменили наукой, однако количество чудовищных научных косяков (особенно это касается радиации) порождает вопрос: во имя чего? Кстати, любопытно, что в списке использованных музыкальных композиций как автор одной из песен фигурирует Серж Танкян. Давным-давно у System of a Down была песня Science со строчками «наука предала наш мир и мать-землю» и «дух движет всем сущим» — текст принадлежит как раз Танкяну. Что до самого Годзиллы, то он перестал быть символом гнева природы — теперь он Иисус, хвостатый и гуманный. А человек впервые за 65-летнюю историю франшизы стал подобен богу. Для фанатов кайдзю — это чистой воды богохульство.

К экшн-элементам вопросов не возникает, разве что занимают они гораздо меньше хронометража, чем идиотские диалоги, сюжетные алогизмы, непонятно откуда взявшиеся джампскейры и переливания из пустого в порожнее. Даже на это можно было бы закрыть глаза, если бы не мерзкие подтексты, сочащиеся отовсюду. Остается надеяться, что студия Toho как можно скорее вернет себе права на гигантскую рептилию: последний на сегодня тоховский «Годзилла: Возрождение» (2016) не боялся сложных концепций и обходился без токсичности. Фанатам же предстоит еще пережить борьбу любимого кайдзю с Кинг-Конгом. Видимо, именно такого короля мы заслужили.

Годзилла 2: Король монстров - постер

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
WordPress: 12.41MB | MySQL:206 | 2,027sec