«Райские холмы»: Пикник у висячей скалы и бракованные девицы
В российский прокат вышла фестивальная антиутопия «Райские холмы», снятая в Испании с международным актерским составом. Рассказываем, как эта жанровая смесь возвращает нам подзабытый конец нулевых.
«Райские холмы» / Paradise Hills (2019)
Режиссер: Элис Уоддингтон
Сценаристы: Брайан ДеЛию, Начо Вигалондо, Элис Вэддингтон
Оператор: Йосу Инчаустеги
Продюсеры: Адриан Герра, Нурия Вол и Марта Санчес
Дистрибьютор в России: «Вольга» (в прокате с 7 ноября)
Подростковые саги – (анти)утопии вышли из моды где-то в середине 2010-х. От «Голодных игр», «Дивергента» и других «Бегущих в лабиринте» остались одни названия, и все позабыли, что Кристен Стюарт и Роберт Паттинсон когда-то были мистером и миссис Каллен. «Райские холмы» разрывают блаженное забытье и предлагают зрителю эхо вчерашней эпохи.
Ума (Эмма Робертс) не помнит, как оказалась в пансионе благородных девиц — заведении типа рехаба на кукольно-живописном острове, где все пышет зеленью и благоухает розами. Пациентки в белоснежных ажурных нарядах, будто сошедшие с иллюстраций к «Алисе в Стране чудес», занимаются гимнастикой, музицируют, ухаживают за садом, пьют молочко, красят реснички, румянят щечки и ужинают лепестками фиалок. Время от времени гимназисток по принуждению отправляют на сеансы психотерапии, где в фарфоровое бытие пансиона врываются неоновые голограммы и насилие. Реабилитационный курс готовит идеальных жен и дочерей: воспитанных, улыбчивых и утонченных, а главное — умеющих держать рот на замке.
Недалекое прошлое или далекое будущее — мир за пределами Райских холмов обозначен едва-едва: есть летающие автомобили, традиционное судоходство, россыпь голограмм и прочих ноу-хау, а кроме этого — деление общества на касты, высшие и низшие. Но при всей условности места и времени проблемы молодых девушек обозначены ясно (по большому счету они одинаковы в любом из миров): внешность, не соответствующая стандартам общественного вкуса; брак не по любви; желание выбрать не нравящуюся родителям профессию; звездная болезнь. Чтобы исправить все эти изъяны, родители и отправили бракованных девиц на перевоспитание. Но, разумеется, не на тех напали: помимо Эммы Робертс девичий бунт устраивают китайская рэперша Аквафина, Даниэль Макдональд и Эйса Гонсалес. Отстаивая право на индивидуальность, барышни не боятся ни бога, ни черта, ни демонически доброжелательной хозяйки лечебницы в исполнении Миллы Йовович, которая, само собой, хранит главную тайну в подвалах пансиона.
Стоит лишь подумать, что «Райские холмы» — очаровательная, но заурядная подростковая безделушка о поисках и выражении себя, как сюжет на манер музыкальной шкатулки с секретом преподносит твист, которому позавидовал бы сам Джордан Пил. Едва ли резкий поворот меняет концепцию фильма, но уж точно добавляет ему убедительности. Постановщица-дебютантка Элис Уоддингтон (испанская художница и фотограф) пошла по необычному пути скрещивания жанров. Складывается впечатление, что «Райские холмы» — это «Голодные игры», срежиссированные Софией Копполой. Бережно и ласково обходясь с феминностью и воспевая ее в каждой грани, Уоддингтон не забывает развесить жанровые крючки и сдобрить свой романс парой-тройкой клише из архива подростковых утопий. Помимо этого поджанра постановщица черпала вдохновение и в сёдзё — аниме для девочек-подростков. Породнив разные тенденции, точно ориентируясь на свою целевую аудиторию (до 16 и чуть постарше), Уоддингтон удалось изобрести собственную нишу — камерную подростковую фэнтези-мелодраму с привкусом триллера ближе к финалу. Будучи активисткой, выступающей за права женщин (в том числе и в киноиндустрии), режиссер прививает те же взгляды своим героиням и юным зрительницам. Все это — в легкой, ненадрывной, почти сказочной форме. Вроде все уже знакомо: «Будь собой, остальные роли уже заняты», — но проговорить мантру еще раз кажется нелишним.
Читайте также: