маяк 2019

«Маяк»: Безумие Новой Англии

После Каннского фестиваля фильм ужасов «Маяк» от Роберта Эггерса заслужил много похвалы от критиков. В нашей рецензии мы присоединяемся к высоким оценкам.


«Маяк» / The Lighthouse (2019)

Режиссер: Роберт Эггерс
Сценарий: Макс Эггерс и Роберт Эггерс
Оператор: Джарин Блашке
Продюсеры: Юри Хенли, Лоренцо Сантанна, Родриго Тейшейра и другие


Одним из главных жанровых событий в Каннах стала премьера второго фильма Роберта Эггерса «Маяк», прошедшая в рамках программы «Двухнедельник режиссеров». Неизвестно, сработало ли имя Эггерса после его уверенного дебюта «Ведьма» (2015) или Уиллем Дефо и Роберт Паттинсон в главных (и единственных) ролях, но еще до показа фильм оброс легендами, фанатами и очередями.

Продолжая снимать страшные сказки про Новую Англию, Эггерс поменял лесную чащу XVII века на побережье штата Мэн конца XIX столетия, где, по Стивену Кингу, сама земля протухла и пропиталась злом. Герои «Маяка» — два смотрителя с классической (в духе романов Германа Мелвилла) расстановкой сил: бывалый сухопутный волк с тоской по большой воде Томас и его молодой ученик Эфраим отправляются на вахту и вступают в неравную борьбу со стихией, суевериями, друг с другом и с самими собой.

Ведьма (2015) - Черный Филлип

Кадр из фильма «Ведьма» (2015)

Несмотря на изоляцию и мнимую пустошь, маяк густо населен — жизнь теплится в каждой чашке, ложке, стуле, галстуке, старом зеркале, тотемной фигурке и дверной скважине. Это неслучайно: до режиссуры Эггерс был художником-постановщиком. Полифония смыслов не отстает от предметного мира: в двухчасовом хронометраже припрятан целый мешок отсылок, аллюзий и ассоциаций — от Лавкрафта до Иисуса. Как и в «Ведьме», здесь разворачивается целый бестиарий разных божков, мифологий и верований (без христианских тоже не обошлось). Чайки — души погибших моряков, крысы первыми бегут с корабля, свет маяка — тот самый украденный у богов огонь. Судьба самого маяка отсылает к гибели Александрийского: может, он и чудо света, но в этот порт больше не заходят корабли. Впрочем, Эггерс верен себе, так что граалем темной силы и здесь остается женщина: теперь в самой мистической из ипостасей — с русалочьим хвостом. Сирены манят Эфраима, и ему не удается избежать похотливого искушения.

Посреди этого хоровода быт Эфраима и Тома максимально приземлен: они громко пердят, ругаются из-за стряпни, мастурбируют, рыгают, выносят за собой дерьмо, топят печь и неспешно сходят с ума. Весь фольклорный ореол — не более чем декорация драматического спектакля о потере человечности и рассудка, который сыгран мощным актерским дуэтом. Дефо еще более дьявольский, чем обычно, а Паттинсона после «Высшего общества» (2018) можно смело нарекать королем жанровой клаустрофобии. Постепенно недоверие и подозрение приводит к открытому противостоянию, но здесь не важно, кто победит. Само прибытие на маяк выглядит бессмысленным: за проведенный там месяц ни одно судно не прошло мимо.

Маяк (2019) - Роберт Эггерс, Уиллем Дефо и Роберт Паттинсон

Роберт Эггерс, Уильям Дефо и Роберт Паттинсон на Каннском фестивале-2019 (IndieWire)

На тягучую атмосферу отчужденности здесь работает и операторское решение Джарина Блашке, который еще с «Ведьмы» работает с Эггерсом. Фильм снят на черно-белую 35-мм-пленку, а Дефо и Паттинсон заперты не только по сюжету, но и буквально в формат квадрата. Хотя «Маяк» явно уступает «Ведьме» в парализующем страхе (в нем довольно много внезапного юмора, который сводит градус напряжения на нет), но едва ли он менее интересен.

Второй фильм Эггерса сложно оторвать от первого, «Маяк» и «Ведьма» идут общими тропами, пусть и в разных плоскостях. Через мифы и фольклор режиссер последовательно описывает разложение человеческого сознания, потерю идентичности и поражение в борьбе с внутренним злом. Можно даже предположить, что Эггерс сочиняет некую антологию одержимостей, но, чтобы узнать об этом наверняка, надо дождаться третьего фильма.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
Настасья Горбачевская

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

ИГРА СМЕРТИ
  • Александр

    Я огромный фанат маяков! А тут ещё такие рецензии. Обязательно надо смотреть фильм. Но, до нас точно не дойдёт.

    • Denis Saltykov

      Может, и дойдет! Все же у режиссера уже есть имя — может, на этот раз привлечет кого-то из российских прокатчиков.

  • Marina Nagornaya

    Очень неудобно читать с телефона из-за шрифта и его размера тоже

WordPress: 12.2MB | MySQL:123 | 0,298sec