«Ученик экзорциста»: Вот те крест!

1 апреля в прокат выходит «Ученик экзорциста», хоррор от создателя австрийской «Тьмы». В главной роли — Гай Пирс, знакомый зрителям по «Преисподней» Мартина Кулховена и «Помни» Кристофера Нолана. О том, каким получился ещё один хоррор об изгнании дьявола – рассказывает Максим Бугулов.


«Ученик экзорциста» / The Seventh Day (2021)

Режиссер: Джастин П. Ланж
Сценарий:Джастин П. Ланж
Оператор: Ник Мэтьюз
Продюсеры: Челси Девенпорт, Гай Пирс, Николя Картье и др.


На фоне возрастающего количества демонов на душу населения католическая церковь втайне от ватиканского начальства открывает школы ускоренного курса экзорцизма. Молодой отец Дэниэл, блестящий выпускник этой программы, для прохождения практики вверяется опытному мастеру по изгнанию бесов – отцу Питеру. Первым же заданием Дэниэла по несчастливой случайности становится борьба с мощнейшим демоном, напрямую связанным с эпидемией одержимости в США.

Экзорцистский поджанр хоррора давно подошёл к неприкрытой эксплуатации: ритуальная демонстрация распятий и бутылей со святой водой, целование столы и задорное скандирование «The power of Christ compels you» – обязательный стартер-пак для любой киноленты об изгнании нечисти. За праведным повторением скрижалей Уильяма Фридкина образца 1973 года зачастую замыливаются подтексты, однако большая часть представителей поджанра более-менее точно держится выбранного направления без попыток затащить к себе в хронометраж все и сразу.

«Ученик экзорциста» являет почти уникальный случай межстрочной стерильности, помноженной на желание постановщика и сценариста Джастина П. Ланжа бежать во всех направлениях разом. Режиссер жестко и методично срезает все концы потенциальных подтекстов, так что любое намерение рассматривать фильм не в вакууме превращается в моток белых ниток.

Обстоятельство прискорбное, но оно с лихвой компенсируются компиляционной драматургией и стилистикой. Каждые 15-20 минут Ланж делает резкий разворот, словно «Ученик экзорциста» призван показать, чего добилось человечество на мистической ниве за последние, скажем, 20 лет.

Зачин в форме порочной экспозиции быстро встаёт на рельсы (условно) детективной фабулы и так же быстро переходит к, собственно, экзорцизму. Изгнание дьявола по Ланжу – не редкий и опасный обряд, а энергозатратная, но вполне рутинная практика: если повезет, можно силой веры отлупить двух, а то и трех демонов за один день.

Размахивающие распятием батюшки с круглыми от напряжения глазами– образ специфический, и от частой демонстрации на экране быстро приедается. Поэтому Ланж запасливо тащит любые мистические тропы, до которых только может дотянуться. Так «Ученик экзорциста» переходит к сомнительным экспериментам с доской Уиджи, затем с большим усилием залезает на территорию клаустрофобных хорроров, где некий монстр на закрытой территории корректирует численность людей, потом силится поиграть в «Астрал» (без каких-либо успехов) и заканчивает ревом двигателя и бодрым гитарным запилом от The Black Angels.

В таких тяжелых условиях говорить о единой стилистике как-то не получается. С подтекстами тоже не срослось, а обсуждать драматургию – дело неблагодарное, особенно в случае «Ученика экзорциста». Основной сюжетный поворот не то, чтобы оригинален, к тому же его засветили в трейлере. Больше того, в середине фильма Ланж в кадре открытым текстом поясняет твист, ошибиться невозможно. Но далее режиссёр притворяется, будто не раскрывал зрителю всех карт, и отыгрывает мину «вот это поворот»: с флешбэками, реверберацией ключевых фраз и обязательным «откровением», которое стараниями самого постановщика перестало быть тайной еще 15 минут назад.

При желании, подобные иерейские эскапады можно принять за постироническую фигу, спрятанную в рукаве подризника. Впрочем, демонстрация надетого креста при спущенных штанах (фигурально) и косноязычном нарративе душевного отклика не вызывает. Разумеется, все мы – грешники, а грешникам не пристало хвататься за камни, но мнится, что священнослужители, демоны и экзорцизм заслуживают чего-то большего, чем «Ученик экзорциста», усаживающий служителей Бога и отродья Дьявола играть в крестики-нолики.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
Максим Бугулов

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 39.1MB | MySQL:114 | 0,503sec