«Терминатор 2: Судный день»: Старые кошмары в 3D
На экраны кинотеатров в повторный прокат выходит «Терминатор 2: Судный день», который теперь можно посмотреть в 3D. RussoRosso разбирает, что можно увидеть в этом культовом блокбастере сегодня.
«Терминатор 2: Судный день» / Terminator 2: Judgment Day (1991)
Режиссер: Джеймс Кэмерон
Сценарий: Джеймс Кэмерон, Уильям Уишер
Оператор: Адам Гринберг
Продюсеры: Джеймс Кэмерон, Гейл Энн Хёрд, Марио Кассар, Стефани Остин, Б.Дж. Рэк
Дистрибьютор в России: «Вольга» (в прокате с 24 августа)
Идея перезапуска на больших экранах «Терминатора 2» — заведомо успешная. Это не сиквел и не ремейк, играющий с ностальгией целого поколения, это новое качество картинки для того же фильма. Для того, кто постарше, на большом экране и с отличным звуком все это похоже на праздник, который тебе устроили взрослые, хотя тебе самому уже давно не десять и даже не восемнадцать. Для младшего поколения это шанс увидеть «Терминатора 2» как современный фильм, и это зрелище смотрится отлично и сейчас, в 2017-м.
«Терминатору 2» не впервой обсуждаться как ностальгическое кино — в США этот фильм был ностальгическим уже в момент своей премьеры в 1991-м. Через семь лет после выхода первого «Терминатора» сиквел во многом ориентировался на толпу обожателей культового мрачного сайфая. Недаром многие сюжетные ходы «Судного дня» повторяют оригинал. Киборг в исполнении Шварценеггера снова отбирает одежду у маргинальных мужчин — теперь не у панков, а у байкеров. Во второй половине фильма он снова расколошмачивает полицейских, хотя теперь и старательно сохраняет им жизнь. Перед финалом зрителя точно так же, как и в первой части, ждет погоня с «плохим» киборгом за рулем грузовика. А финал снова случится на заводе — на этот раз на сталелитейном. Джеймс Кэмерон дополняет сюжет темой отцовства, но все обновления строятся вокруг зарекомендовавшей себя схемы первой части франшизы. Меняется прежде всего уровень технологий: вот и сейчас релиз «Судного дня» в 3D сопровождается рекламной кампанией, в рамках которой послушать рассказ народного кинокритика Евгения Баженова (BadComedian) о значимости фильма можно в шлеме виртуальной реальности.
При этом многие зрители, в особенности в США, при просмотре раньше узнавали свои повседневные тревоги. Как ни грустно, большинство из них не устарели и сегодня. Все эпизоды в психбольнице по-прежнему выглядят кошмарным сном даже для тех, кто никак не связан с антипсихиатрическим движением. Не меньший страх внушает и полиция. Кэмерон считал одним из ключевых эпизод с атакой киборга на полицейский участок в первом «Терминаторе», так режиссер подчеркивал антитоталитарный пафос своего сайфая. В сиквеле он пошел еще дальше и дал облик полицейского безжалостному киборгу Т-1000. Недовольство тем, что стражи порядка слишком часто действуют неоправданно жестоко, к 1991 году было достаточно распространено, чтоб весной 1992-го взорваться бунтами на улицах Лос-Анжелеса и Сан-Франциско. Сегодня, когда «Терминатор 2» выходит на большие экраны в 3D, американцы отлично помнят акции протеста против полицейского насилия, начавшиеся в августе 2014-го в Фергюсоне, Миссури. А в России настороженность многих людей по отношению к полиции не утихает как минимум с 2012 года. Кэмерон противопоставляет своих персонажей таким масштабным силам, как гигантские корпорации или институты политической власти, — и не надо быть гражданским активистом, чтоб ощущать ту тревогу, которую режиссер старается вызвать своей апокалиптической историей.
Но самым острым попаданием в повестку 2017 года стал главный образ «Судного дня» — ядерный взрыв. Кошмары Сары Коннор в 1991-м могли казаться даже менее реальными, чем сейчас. Сам Джон Коннор удивляется: «Как может произойти атомный апокалипсис, если теперь мы с Россией друзья?» Хоть власти США и России сегодня далеки от дружбы, в 2017-м те же темы всплывают в разговорах о ссорах Штатов с другой страной — КНДР. Видения Сары Коннор понятны каждому, кто слышал обмен угрозами Дональда Трампа и Ким Чен Ына.
Сила «Терминатора 2» — не только в том, что на нем выросли многие нынешние посетители кинотеатров. Как обновления картинки достаточно, чтоб этот фильм смотрелся по-современному зрелищно, так и социального напряжения до сих пор хватает, чтоб от сюжета «Судного дня» по коже бегали все те же мурашки.