«Девушка, которая застряла в паутине»: Суп-пюре из ядерного гриба

В российский прокат вышла экранизация фанфика об известной героине «Девушки с татуировкой дракона» Лисбет Саландер. К сожалению, на этот раз режиссерских умений Федерико Альвареса не хватило, чтобы спасти проект.


«Девушка, которая застряла в паутине» / The Girl in the Spider’s Web (2018)

Режиссер: Федерико Альварес
Сценарий: Джей Басу, Федерико Альварес и Стивен Найт по книге Давида Лагеркранца
Оператор: Педро Луке
Продюсеры: Эли Буш, Элизабет Кантильон, Берна Левин и другие
Дистрибьютор в России: WDSSPR (в прокате с 8 ноября)


Один мужчина-балда по фамилии Балдер (Стивен Мерчант) зачем-то придумал программу FireFall, которая позволяет управлять ракетами всех стран, самодовольно выступал с лекциями на эту тему, а потом догадался, что это идеальное орудие для неблагих намерений. Тогда Балдер обратился за помощью к известной на всю Швецию хакерше Лисбет Саландер (Клер Фой), чтобы та выкрала софтину и спасла мир. Лисбет как раз проучила очередного богатого мерзавца и довольна собой, то есть в идеальной форме для такого дела. Даже если на ее пути будет группировка с идиотским названием «Пауки». Даже если в деле обнаружится русский след. Даже если под ногами будет путаться боевитый американец в стиляжных очках (Лакит Стэнфилд). Даже если придется вновь обратиться за помощью к Микаэлю Блумквисту (Сверрир Гуднасон), мужчине, известному журналистской деятельностью, большим эго и сомнительной полезностью. Наконец, даже если в итоге выяснится, что тут замешана ее семья — деспот-отец (Микаэл Персбрандт), от которого Лисбет сбежала четверть века назад, и сестра Камилла (Сильвия Фукс), которой уделяют столько экранного времени, что смешно было бы думать, что она действительно погибла.

«Девушка, которая застряла в паутине» Федерико Альвареса не имеет почти никакого отношения к «Девушке с татуировкой дракона» Дэвида Финчера, так же как и одноименный роман Давида Лагеркранца является лишь вольным продолжением трилогии Стига Ларссона. Финчер и вся команда удачно отбрехались от идеи делать трилогию про Лисси и Микки, продюсеры решили устроить перезапуск и, чтобы зритель не скучал, начали с раскритикованного фанфика. Нагнетать патентованный скандинавский нуар позвали уругвайского постановщика Федерико Альвареса, прославившегося кровавыми манипуляциями с замкнутыми пространствами. Однако постановщик «Не дыши» (2016) и ремейка «Зловещих мертвецов» (2013) оказался не готов к детективу, пришедшему с мороза (впрочем, к такому уровню сценария вообще сложно подготовиться).

Занятно, что страсть Альвареса к широким мазкам «Девушке» категорически не идет, хоть это и в каком-то смысле визуальный аналог бульварного чтива, коим линейка про Саландер, в общем, и является. Если клаустрофобному триллеру про персонажей-функций в доме слепого вояки отсутствие проработанных сценарных деталей придавало брутальной многозначительности, то в запутанном детективе про злоупотребление властью, внутренних демонов и ужасы прошлого такая манера выглядит попросту издевательством. Оператор Педро Луке растерянно тычет камерой во все предметы и лица, что попадаются ему на дороге, в надежде создать если не саспенс, то драматическое напряжение, а артисты смотрят друг на друга во все глаза и иногда неловко дерутся (комнатному Альваресу экшн на свежем воздухе дается не без труда). Режиссер умудряется растерять даже видимость авторской манеры, разве что не обходится без подписи. Как только в сценарии возникает двухэтажный дом, Альварес радостно впихивает псевдонапряженную сцену, как супостат стремительно проходит мимо крадущейся Лисбет (аналогичный эпизод гораздо энергичнее и уместнее смотрелся в «Не дыши»).

Еще больше занимает сам сюжет: Альварес и сценарист Джей Басу при поддержке не последнего автора Стивена Найта («Лок» (2013) и сериал «Острые козырьки») написали хлебный мякиш вместо истории, который напоминает пародию на худшие части бондианы, борнианы и «томкрузианы» одновременно. Во всех непонятных ситуациях хакерша Саландер, как заправский Макгайвер, умудряется выбраться из передряги при помощи бронированной ванны или удачно подвернувшихся таблеток — разве что обходится без скотча и картошки. В итоге Клер Фой и прочим артистам приходится одновременно произносить чудовищный текст, вращать глазами, совершать бессмысленные трюки и при этом изображать густую драму.

Вдобавок смутное обаяние девушки с татуировкой дракона развеялось как дым: вышедший в сытые нулевые многословный роман-страшилка про мрак, скрывающийся под видимым шведским благополучием, и мужчин, которые ненавидят женщин, выглядит не лучшей попыткой отреагировать на борьбу с индустриальной и социальной мизогинией, а также консервативным поворотом, который охватывает все больше мировых держав. То, что это дело еще и семейное, тут не играет никакой серьезной роли: «Девушка» Альвареса на уровне повествования и манеры съемки противоречит собственному прогрессивному месседжу. Невероятно, но факт: даже если взять формулу образцово маскулинной боевиковой франшизы и всего лишь поменять в ней местами героинь и героев, она все еще останется патриархальным развлечением со схематичными персонажами и приматом силы. Какие бы кружева абсурда ни плели сценаристы, это видно невооруженным взглядом.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
WordPress: 12.4MB | MySQL:198 | 0,261sec