«Не входи»: Не верь, не бойся, не проси
С 27 августа в прокате России идет homeinvasion-перевертыш «Не входи», всеми силами мимикрирующий под «Не дыши». Настасья Горбачевская разбирается, насколько достойна новинка сравнений с хитом Феде Альвареса.
«Не входи» / The Owners (2020)
Режиссер: Джулиус Берг
Сценарий: Джулиус Берг, Мэтью Гомпель
Оператор: Давид Унгаро
Продюсеры: Алейн де ла Мата, Кристофер Гранье-Деферр, Натаниель Болотин
Дистрибьютор в России: «Планета Информ» (в прокате с 27 августа)
Первая же заповедь, вынесенная в название (пусть и дарована она фильму русскими прокатчиками, в оригинале скорее «Владельцы»), непременно будет нарушена. Посреди байроновской романтики холмов, туманов и увитых плющом изгородей разворачивается история крайне прозаическая и едва ли окутанная флером загадочности. Пожилые хозяева небольшого особняка с легкой претензией на элитарность доктор Хаггинс и его дорогая миссис, как и каждую пятницу, отправляются в ресторан. Местная шпана спешит уличить момент: вот стоит дом, в доме том сейф, а в сейфе — легкие деньги. Как и водится в подобных случаях бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а план наживы обречен потерпеть фиаско.
Краткий пересказ сюжета сразу дает понять, что игры с локализацией неслучайны, и «Не входи» — прямая отсылка к хиту Федерико Альвареса «Не дыши». Тогда, в 2015-ом году, грабители имели несчастье забраться к ветерану войны, чтобы на своей шкуре почувствовать побочные эффекты посттравматического синдрома. Режиссер-дебютант Джулиус Берг (до того отметился сериальным промыслом) то ли намеренно, то ли случайно поначалу водит зрителя за нос — первую треть хронометража остается гадать, кто же встанет на защиту престарелых хозяев дома: призраки под половицами, монстр из подвала, случайно затесавшаяся в банду форточников Мэри (Мэйси Уильямс — неуловимая мстительница Ария Старк) или же спасение утопающих дело рук самих утопающих?
Когда же правила игры в кошки-мышки переменятся, и не такие уж миловидные пенсионеры начнут гонять непрошенных гостей по комнатушкам и коридорам особняка «Не входи» выйдет на общую арену с «Забавными играми», «Райским озером» и другими всплесками неконтролируемой жестокости. Впрочем, здесь всего в меру, если даже не в дефиците: едва ли фильм претендует на бирку torture porn, он лишь украдкой поглядывает в ту сторону. Примерно такая же экономная расстановка сил и с другими жанровыми составляющими, будь то саспенс триллера «спрячься или умри» или неожиданный сюжетный твист в финале с мелодраматичной подоплекой.
Любопытно выглядит пессимистичный приговор (или даже скорее выговор) эмансипации в исполнении Берга. Та самая форточница поневоле Мэри, которая встряла в местечковой разбой из-за своего недальновидного бойфренда, получает бесконечные тычки и оплеухи от консервативных старичков: она и курит, и внешность у нее не удалась, и одевается не подобающе — по всем параметрам «грязная девчонка», которую непременно надо воспитать и наказать (хотя она-то как раз и пытается всеми силами сбавить градус разбоя). И этот угол зрения (не исключено, что только лишь в глазах смотрящего) выводит картину за рамки клаустрафобных догонялок в четырех стенах, раскручивая до общего и вечного противостояния традиций и веяний нового дня. У стариков свои причуды, с которыми всем рано или поздно придется мириться, а уж кто прав, кто виноват в конфликте поколений остается на усмотрение автора.