«Нечто. Монстр из глубин»: фамильные секреты
Всё началось с пугающего старого резервуара, куда Скотту Уокеру приходилось спускаться за водой во время пандемии, поселившей автора в новозеландском пляжном домике. Жуткие ночные кошмары вдохновили режиссёра создать фильм в духе «Тихого места», «Чужого» и «Спуска». В прокат выходит хоррор «Нечто. Монстр из глубин». Какой получилась картина про древних существ в современном мире, рассказывает Геннадий Гусев.
«Нечто. Монстр из глубин» / The Tank (2023)
Режиссер: Скотт Уокер
Сценарий: Скотт Уокер
Оператор: Аарон Мортон
Продюсеры: Скотт Уокер, Саманта Олуинтон, Алекс Бринган, Мэйл Догерти
Есть истории, которые удивляют. Сначала они могут казаться понятными и предсказуемыми — развитие их сюжетной линии вроде бы довольно легко можно предугадать. Но затем неожиданный финт разрушает все первоначальные прогнозы, и перед нами фактически оказывается другой фильм; порой даже выполненный в совсем ином жанре.
Именно таким получился хоррор начинающего новозеландского режиссёра Скотта Уокера «Нечто. Монстр из глубин». Конечно, ничего общего у постановки с классикой Джона Карпентера нет: действие истории разворачивается в 1978 году в Калифорнии, а в центре сюжета находится супружеская пара, которая неожиданно наследует старый особняк у побережья. Ситуация осложняется, когда выясняется, что вместе с домом семья «получила» древнее дьявольское существо, живущее в подземном резервуаре для воды рядом со зданием.
Картину можно условно разделить на две неравные части. Первая пугает традиционными скримерами вроде скрипа половиц, зловещего шороха или внезапного мельтешения за окном. В эти моменты фильм по своей атмосфере напоминает «Заклятие» Джеймса Вана. Начиная примерно с середины, «Нечто. Монстр из глубин» трансформируется в некий симбиоз «Небесных созданий» Питера Джексона и «Чужого» Ридли Скотта. У первого Уокер заимствует создаваемое на экране посредством многочисленных флэшбеков предчувствие неизбежной трагедии, а у второго — облик монстра и саспенс мрачного фантастического боевика. Хотя по своей сути постановку Уокера можно сравнить и с «Тварью из Чёрной Лагуны» Джека Арнольда, а визуально существо из глубин походит ещё и на демогоргона из «Очень странных дел».
Среди актёрского ансамбля стоит отметить Люсиан Бьюкенен, сыгравшую жену главного героя. Она создала образ сильной женщины — испуганной, но стоящей до конца за своих близких. Так персонаж Бьюкенен невольно ассоциируется с Рипли из всё того же «Чужого».
За счёт сочетания истории о семейных тайнах и герметичного фильма ужасов (бо́льшая часть ленты разворачивается в замкнутом пространстве: в стенах дома и в резервуаре с водой), картина получается эмоциональной и пугающе вызывающей. Спецэффектами и дизайном чудовища занималась VFX-студия Ричарда Тейлора — креативного директора знаменитой Weta Workshop, создавшей визуальные эффекты для трилогии «Властелин колец», «Аватара», «Бегущего по лезвию 2049» и других тентполов.
Поддерживает напряжение работа оператора Аарона Мортона, известного по сериалам «Чёрное зеркало», «Спартак: Кровь и песок» и «Властелин колец: Кольца власти». Особенно хороши ночные сцены, в которых опасность поджидает протагонистов на каждом углу.
И пусть в финальной трети повествование чуть теряет ритм, это не сильно портит картину Уокера. «Нечто. Монстр из глубин» — обаятельный хоррор о противостоянии чужеродному демоническому созданию и о поисках тайн прошлого. Несмотря на все сюжетные пертурбации, творение Уокера вышло незатейливым и вполне толковым.