«Убить за лайк»: Последний год школы — время мочить!
На фоне идущих в кинотеатрах блокбастеров комедийный слэшер «Убить за лайк» рискует остаться незамеченным, но RussoRosso спешит предупредить: не проходите мимо.
«Убить за лайк» / Tragedy Girls (2017)
Режиссер: Тайлер Макинтайр
Сценарий: Крис Ли Хилл, Тайлер Макинтайр
Оператор: Павел Погожельский
Продюсеры: Армен Агаеян, Тара Энсли, Энтони Холт и другие
Дистрибьютор в России: Cinema Prestige (в прокате со 2 ноября)
Под романтическую музыку на экране появляется ночной мост, на котором стоит автомобиль. Погода пасмурная, зато на заднем сиденье творится подростковая романтика. Поцелуи прерываются, и девушка Сэди (исполнившая ее Брианна Хилдебранд энергичной игрой и ярким типажом так и просится в звезды молодежного кино) сообщает: «Я слышала звук». Горе-любовник фильмы ужасов явно смотрел, так что покидать машину ради того, чтоб повторить ошибку жертвы слэшера, не торопится. Но Сэди неумолима: «А я думала, ты крутой». Парень неохотно выходит проверить, что происходит, и предсказуемо остается с разрубленной башкой. Зато таинственный маньяк, вместо того чтобы гоняться за тупыми подростками в течение полутора часов, уже в завязке фильма оказывается привязанным к стулу в плену у Сэди и ее лучшей подруги МакКейлы (Александра Шипп, которая играла Шторм в прошлогодних «Людях Икс»). Девчонки хотят раскрутить страницу в инстаграме, где они будут обозревать деятельность серийного маньяка. Вот только маньяк нужен поактивнее, а значит, начинающим блогершам придется освоить и эту специальность.
«Убить за лайк» — второй совместный полный метр режиссера Тайлера Макинтайра и сценариста Криса Ли Хилла. Для тех, кто смотрел их дебют — неглупый и угарный «Пэчворк», — уже один вид модно выглядящей девушки с окровавленной битой вызовет одновременно эффект узнавания и предвкушение. Работая в жанре хоррор-комедии, творческий дуэт не замахивается на менторские интонации, но по полной вкладывается в ощущение молодежной легкости. Когда старшие классы школы уже на исходе, перед удачливыми подростками впереди маячит колледж и новая жизнь — как правило, в новом городе. В этот переходный год убийства и маньяки могут представляться не чем иным, как киношным весельем, жанровой условностью, которая развлекает куда больше, чем пугает.
На службу фана авторы «Убить за лайк» ставят стиль. Сэди здесь выступает главной иконой: короткая стрижка, обесцвеченные волосы с дерзкой синей прядью, чокер и веселые серьги, одна из которых, например, с миниатюрным ножиком. МакКейла на контрасте с подругой живет в образе милой сентиментальной девочки, который она успешно разыгрывает перед семьей и бывшим бойфрендом — романтиком-мотоциклистом, мечущим пустые фразы про небо, смысл и духовную свободу. Кстати, у него еще и 15 тысяч фолловеров в инстаграме — «вот его и замочим!» Убийства здесь тоже стилизованы как модные клипы. Одно из них, скажем, происходит в рапиде под трек M.I.A. Warriors. Попробуйте не закачать ногой в ритм.
Условность жанра укомплектована киноманскими отсылками. Кто же сегодня не знает, что тело можно растворить в щелочном растворе, как в «Во все тяжкие» (2008–2013)? Или что драматические несчастные случаи — это как в «Пункте назначения». Или что идеальное убийство на дороге — это как в «Доказательстве смерти» (2007). Или что для соблазнения девушки парню надо обсудить с ней умный фильм. А если девушка не зануда, то это еще и должна быть не артстрим-попса типа произведений Джима Джармуша или Уэса Андерсона, а инди-хоррор. И «Мученицы» (2008) отлично подойдут — это ведь еще и европейское кино, дополнительный плюс.
Неназванным в фильме, но явно значимым источником вдохновения служит франшиза «Крик». Жанрово сознательные убийцы и масса вербальных и визуальных отсылок к известным хоррорам в «Убить за лайк» перемешиваются с трендами, задаваемыми технологиями. Подростки, как сегодня и положено, активно залипают в гаджетах, воюют за популярность в соцсетях и отлично умеют совмещать онлайн-публичность со скрытностью от ничего не понимающих взрослых. В первом «Крике» (1996) Уэс Крэйвен старательно вплетал в молодежный слэшер месседж о новом поколении. Для любителей сформулировать идею фильма в одной-двух фразах такой есть и в работе Макинтайра и Ли Хилла. Когда в третьем акте месседжу начинает уделяться больше внимания, кино слегка сбавляет в динамике, но не так чтоб считать это серьезным недостатком. В конце концов, в истории о подростковой дружбе в последний год школы должно быть и свое завершение. Сиквела у этой прекрасной сатиры, понадеемся, не будет — легкость этого периода обязана остаться единственной в своем роде, как выпускной бал в финале.