«Трюфели»: Грибная эпидемия Кима Нгуйена
Пока люди по всему миру сидят дома и думают о вирусных апокалипсисах, предлагаем открыть для себя еще один фильм об эпидемии — комедийный сайфай «Трюфели» о глобальном потеплении, грибах и восстании маленьких мохнатых тварей в пролетарском районе Монреаля.
«Трюфели» / Truffe (2008)
Режиссер: Ким Нгуйен
Сценарист: Ким Нгуйен
Оператор: Николя Больдюк
Продюсер: Ким Нгуйен
В недалеком будущем глобальное потепление приводит к тому, что в рационе среднестатистического жителя Квебека остаются всего два продукта: картофель и трюфели. Если первое — это пища для нищих, то второе — самый желанный и дорогой деликатес в мире. За маленькие сморщенные комочки, пахнущие землей, долгое время идет настоящая борьба. Но все меняется, когда в битву вступает влиятельная корпорация по производству «меховых воротничков», обосновавшаяся в самом богатом трюфелями месте.
В центре монреальской трюфельной лихорадки оказываются Элис (Селин Бонье) и Чарльз (Рой Дюпюи) — владельцы небольшого кафе, которое пользуется популярностью в основном среди шахтеров. Чарльз — настоящая звезда города: он наделен особым обонянием, позволяющим без труда отыскивать самые крупные и труднодоступные трюфели. Элис — его верная жена, готовая на все, чтобы муж был сыт и доволен. Однако внезапно у нее появляются внеземные конкуренты, принуждающие ее к активным военным действиям по защите Чарльза.
«Трюфели» — вторая полнометражная картина квебекского режиссера Кима Нгуйена, продолжающая тему альтернативных историй человечества. В дебютном фильме «Трясина» (2002), премьера которого состоялась на международном кинофестивале в Торонто, Нгуйен отсылал к прошлому, где герои знают украинский язык, пьют венгерское вино, имеют темную биографию (из-за которой местные считают их посланцами дьявола) и время от времени устраивают спектакли для детей. Вторая же работа Нгуйена посвящена туманному будущему, в котором глобальное потепление, стремление завладеть всеми благами и жажда наживы приводят к стремительному завершению человеческой эры, взамен которой наступает эпоха «меховых воротничков».
Сатирическая психотронная драма, как ее называет сам режиссер, заслужила премию «Свежий взгляд» в Карловых Варах и приз за лучший фантастический фильм в Остине. Нгуйен подчеркивает, что, пользуясь дарами, оставленными сюрреалистами и экзистенциалистами, он хотел прежде всего поговорить о чрезмерном потреблении — наиболее остро стоящей сегодня проблеме. Используя сатиру, Нгуйен обращает внимание на людей, внезапно утрачивающих способность к здравомыслию во времена острых кризисных ситуаций. Несмотря на то что ожившие «меховые воротнички» в фильме обладают неземным интеллектом и склонностями к садизму, они вызывают скорее смех, чем ужас, и в конечном счете именно эти пищащие создания оказываются прообразом того человека, который жаждет абсолютной власти.
Вскоре после выхода «Трюфелей» Ким Нгуйен оставил родные края ради карьеры и славы. Но именно там, на родине, работая с ограниченным бюджетом и скромной командой соотечественников, он снял свои, возможно, лучшие картины. Его идеально выстроенные мизансцены (свойственные и работам таких выходцев из Квебека, как Ксавье Долан, Андре Тюрпен и Дени Коте) буквально созданы для стоп-кадров, а заполненные воздухом, а не деталями пространства уводят от ситуативности трагедии, высвечивая ее пугающие глобальные причины.