«НЛО»: Слово из трех букв
В начале сентября на DVD и цифровых платформах вышел «НЛО» — сайфай с Джиллиан Андерсон и названием, говорящим за себя. RussoRosso этим фильмом недоволен.
«НЛО» / UFO (2018)
Режиссер: Райан Эслинджер
Сценарий: Райан Эслинджер
Оператор: Райан Самул
Продюсеры: Ивэн Хэйес, Том Райс, Джефф Шарп и другие
Дерек Экеваро (Алекс Шарп) — студент диковатый, но с блестящим умом и невероятным потенциалом. Вместо того чтобы строить отношения с Натали (Элла Пернелл), внимательно слушать лекции профессора Хендрикс (Джиллиан Андерсон) или хотя бы ежедневно уходить в патихард с другом Ли (Бенджамин Битти), Дерек все свое время посвящает инциденту, связанному с неопознанным летающим объектом близ аэропорта в Кентукки. Показания очевидцев противоречат официальным заявлениям, на месте происшествия уже работает отряд ФБР, а в сигнале, исходящем (якобы) от космического корабля, наблюдаются странные математические паттерны. Что же произошло на самом деле?
Если в одном предложении встречаются «летающие тарелки», «ФБР» и «Джиллиан Андерсон», то в трех случаях из четырех речь идет о «Секретных материалах». И хотя с ролью Даны Скалли актриса покончила, полностью вычеркнуть из жизни инопланетный сайфай у нее пока не выходит. Как не выходит у Райана Эслинджера выстроить хоть сколь-нибудь пристойное повествование.
«НЛО» силится подхватить гуманистические идеи «Прибытия» (2016) Дени Вильнёва и развернуть историю об одиночестве — во вселенной и на нашей планете. Так уж выходит, что персонажи, наиболее жаждущие контакта с иной цивилизацией, страдают от одиночества и тоскуют по пониманию в рамках собственного вида. Мысль очевидная и в контексте жанра более чем уместная. Эслинджер несколько раз настойчиво на нее давит, дергает персонажей, швыряется обрыдлыми флешбэками, но никак не привязывает месседж к повествованию.
В отличие от упомянутого «Прибытия», где парадом командовали лингвисты, «НЛО» давит на зрителя исключительно универсальным языком математики. А поскольку речь идет о серьезных материях, непонятных зрителю без специального образования, любой диалог превращается в экспозиционное порно и лекции Графа фон Знака из «Улицы Сезам». Сценарная лень доходит до смешного: доктор математических наук запросто говорит своим студентам: «Уверена, вы все знакомы с *страшный термин из физики*», — и тут же начинает пояснять, что же такое этот страшный термин из физики. При этом понятие постоянной тонкой структуры, на которую грузно опирается кинолента, так и остается размытым: персонажи с тем же успехом могли вместо нее цитировать Тибетскую книгу мертвых.
Но проблема даже не в том, что у «НЛО» то диалоги ломит, то месседж отваливается. Основная трудность с восприятием картины Эслинджера — пустота. Это фильм-кадавр, который не может преподнести мало-мальски значимые идеи, достойных персонажей (в любой непонятной ситуации Дерек находит поддержку у людей, которые должны бы его послать ко всем чертям), интересные ситуации, проработанные диалоги, драйв, саспенс. Да, у фильма есть оболочка из заплесневевших отголосков гуманистической фантастики вроде «Контакта», которому уже больше 20 лет (Нолану с «Интерстелларом» это не помешало, но там были другие достоинства), но внутри фильм полый. Даже эмоциональную натуралистичность Шарпа и сексуальность Андерсон нельзя записать «НЛО» в плюс, потому что это не заслуга киноленты: Шарп классно смотрится и в «Как разговаривать с девушками на вечеринках», а Андерсон — даже когда вскрывает труп.
Остается лишь сетовать, что в фильме нет сцены с пришельцами, высаживающимися на Землю с целью массового и беспристрастного геноцида. И вовсе не ради экшна: если сайфай поразила столь тяжелая деменция, то пора отдать его на растерзание ксеноморфам, зергам, эвокам — словом, любой расе, которая на такое позарится.