«Нечестивые»: Прокисшие ведьмы
22 апреля в прокат выходит хоррор «Нечестивые», дебютный фильм Эвана Спилиотопулоса, автора сценариев к диснеевским мультфильмам, с Джеффри Дин Морганом в главной роли. О том, чем собрался удивлять диснеевский сценарист в новом для себя жанре – рассказывает Иван Афанасьев.
«Нечестивые» / The Unholy (2020)
Режиссер: Эван Спилиотопулос
Сценарий: Эван Спилиотопулос, Джеймс Херберт
Оператор: Крейг Роблески
Продюсеры: Андреа Аджемиан, Сэм Рэйми, Роб Таперт и др.
Герри Фенн – скандальный журналист, специализирующийся на «горячих» материалах о всякой чертовщине. Его карьера уже давно идёт под откос: нормальные издания отказываются сотрудничать с ним, а жёлтые газетёнки заказывают материалы за копейки. В поисках очередной сенсации его заносит в Бостон, где он находит странную куклу, которую впоследствии не то чтобы случайно разбивает. В самом начале фильма к кукле «привязалась» душа ведьмы, казненной в этих местах в середине XIX века. Проходит не так много времени и Герри встречает девушку Алису, которая, будучи глухонемой, вдруг начинает говорить и слышать. Более того – обнаруживается, что вследствие загадочных обстоятельств у нее появилась способность спасать неизлечимо больных и творить прочие чудеса. Журналист понимает, что это золотая жила, и раскручивает историю Алисы, якобы общавшейся с пресвятой Марией, до мирового масштаба. Она становится звездой, а он – её персональным пиарщиком. И всё бы здорово, но недвусмысленные видения со страшной ведьмой и вступительный спойлер намекают, что дальше ничего хорошего ждать не стоит. Ни последователям Алисы, ни Герри, ни зрителю.
«Нечестивые» – удивительный образец фильма, вторичного чуть более, чем полностью по всем пунктам. История про животворящий перст просветлённой и исцелённой девушки, за которой скрывается дьявольская сила – сюжет не второй, и даже не третьей, а тридцать третьей свежести. В целом, в таком выборе материала нет ничего удивительного: Эван Спилиотопулос, режиссёр и сценарист фильма, специализируется на не слишком любимых зрителями диснеевских мультфильмах – от «Короля льва» и «Тарзана» до VOD-версий сериалов о Винни-Пухе. При таком раскладе решение взяться за хоррор с околосоциальной подоплёкой, обыгранной примерно миллион раз в других фильмах во всевозможных жанрах, выглядит вполне логичным решением. Непонятно только, зачем это всё нужно зрителю. Вдвойне удивительно, что взялась за прокат этого странного фильма не какая-нибудь кинокомпания с портфолио дешёвых ужастиков, а российское отделение Sony Pictures. Не иначе, как сами оказались во власти дьявола кинопроката.
Но от вторичных ужастиков ведь тоже можно получать удовольствие, разве нет? Всё верно, вот только «Нечестивым» просто-напросто нечем это удовольствие вызвать. Приличное, но будто по учебнику снятое кино пытается удивлять и пугать самыми банальными штампами: «жуткая фигура» а-ля дементор в тёмном углу (насквозь компьютерная и потому совсем не страшная), падающие с потолка священники в петле и прочая нечисть, захламляющая любой хороший хоррор. О том, что будет дальше, можно догадаться не то что в середине, а в самом начале фильма – вступительная сцена с ведьмой и куклой не оставляет никаких шансов на малейшую интригу. Попытка сделать сюжет актуальным за счёт хода с помешательством вокруг благословлённой девочки и вовсе выглядит ученическим нырком в кинематографические глубины прописных истин. В принципе, можно было бы понять, что с фильмом что-то не так, глянув на один лишь каст: участие Джеффри Дин Моргана, звезды безнадёжных фильмов, говорит само за себя.
Во всём этом удивляет, опять-таки, старание, с которым создатели городят этот ведьмин огород. Искренне пытаясь создать саспенс из ничего, поддавая высосанной из пальца драмы, пытаясь превратить своего центрального героя в «неоднозначного персонажа», они лишь глубже закапываются в собственноручно вырытую яму банальности. Выйди этот фильм лет пятьдесят назад, когда ещё не было, как минимум, «Изгоняющего дьявола», а как максимум — «Заклятия» и «Астрала», да и ещё целой кучи фильмов, от которых «Нечестивые» отхватывают по кусочку, он бы вполне мог сойти за адекватную «бэшку». Но в 2021 году такое смотрится как костры инквизиции посреди сверхтехнологичного крематория – странно и нелепо.