«Всемирный потоп»: дождь не может идти всё время
В российский прокат вышел постапокалиптический триллер о материнстве и выживании «Всемирный потоп». Подробности о нелёгкой семейной жизни в подтопленной Англии, рассказывает Дмитрий Соколов.
«Всемирный потоп» / The End We Start From (2023)
Режиссёр: Махалия Бело
Сценарий: Элис Бирч, Меган Хантер
Оператор: Сьюзи Лэвэлл
Продюсеры: Адам Экланд, Леа Кларк, Софи Хантер, Эми Джексон, Лиза Маршалл, Дэйв Каплан, Джейсон Клот, Джоди Комер, Бенедикт Камбербэтч и др.
Глобальный климатический кризис привёл к сильнейшим ливням, медленно затопляющим Лондон и окрестности. На фоне всеобщей паники молодая женщина (Джоди Комер) вместе с мужем (Джоэл Фрай) и новорождённым сыном бежит из столицы в загородный дом родственников. Но вскоре семья понимает, что им будет безопаснее в приюте для климатических беженцев. Увы, мирная жизнь рушится, когда орда грабителей, разогнав жильцов, устраивает погром в шелтере. Теперь женщине с ребёнком на руках придётся отправиться в опасное путешествие, чтобы найти укрытие в мире, залитом бесконечными дождями.
«Всемирный потоп» — экранизация дебютной книги писательницы Меган Хантер, и сюжет фильма в целом следует основным сюжетным линиям романа. Адаптация и первоисточник близки также и концептуально: перед нами разворачивается история отдельно взятой семьи на фоне глобальных потрясений, так что по расстановке акцентов «Всемирный потоп» не столько хоррор о природной катастрофе, сколько триллер о выживании. Нескончаемое наводнение выступает фактором постоянной тревоги для главных героев, побуждая их действовать как можно быстрее, но при этом сохранять хладнокровие, поскольку муж с женой в ответе не только за себя, но и за новорождённого сына. Махалия Бело, ранее снявшая мистический триллер «Реквием» в формате мини-сериала, в своём полнометражном дебюте явно старается использовать потенциал «мокрого» бедствия, однако хоть саспенс здесь и дополняется проработанной драмой, их соотношение не всегда работает эффектно.
Зато по части актёрской игры «Всемирный потоп» легко отправит на дно многих куда более раскрученных конкурентов. Джоди Комер отлично справилась с ролью растерянной, но твёрдой характером женщины, старающейся любой ценой сохранить жизнь сына. Бенедикт Камбербэтч и Марк Стронг здесь выдают привычно хорошие работы, но по большому счёту остаются в тени главной актрисы. То же можно сказать и про Джоэла Фрая с Ниной Сосаньей: хотя их персонажи часто присутствуют в кадре, сюжет чётко центрирован вокруг путешествия героини Комер, и всю историю мы видим её глазами. За счет таланта Комер драма во «Всемирном потопе» работает, наполняя жизнью даже самые блеклые и проходные эпизоды.
С апокалиптической атмосферой в фильме дела также обстоят неплохо. Цветовая палитра выдержана в грязно-серой гамме, напоминающей о ливнях, заливающих асфальтовые джунгли. Свинцовые тучи беспрестанно извергают потоки воды, а пляжи, сады и дороги исчезают в грязном месиве — кажется, ещё никогда банальный дождь не выглядел настолько серьёзной угрозой человечеству. Когда становится понятно, что ливни не собираются заканчиваться, гнетущий страх перерастает в панику, и цивилизованные люди стремительно превращаются в агрессивных эгоистов, готовых затоптать любого, кто мешает получить порцию гуманитарной помощи. Лучшие сцены во «Всемирном потопе» связаны с реакцией людей на бедствие — и все они пугают именно своим правдоподобием. Взять хотя бы яростную давку в очереди за припасами или налёт мародёров на убежище, когда спокойный день вмиг оборачивается чередой избиений и расстрелов.
К сожалению, уже в середине фильма напряжённый ритм выдыхается, отчего путешествие главной героини по английской глубинке выглядит уже откровенно вымученной попыткой высосать драму из пальца. А окружающий мир хоть и тревожный, но далеко не настолько пугающий, каким мог бы быть, учитывая происходящие повсюду вспышки насилия. И даже после прибытия Комер в островную коммуну, сюжет ещё долго буксует, в том числе из-за того, что масштаб катастрофы, в общем, оказался не столь уж гигантским. Потенциальный конфликт новоприбывшей и руководства острова тоже заканчивается на удивление гладко, так что кульминация фильма получилась смазанной и лишённой драматического накала.
Тем не менее, актёрский талант Комер худо-бедно компенсирует все недостатки, а общая картина залитой тропическими ливнями Великобритании выглядит достаточно затягивающей, чтобы удержать внимание на полтора часа экранного времени. «Всемирный потоп», начинаясь как триллер о выживании посреди катастрофы, заканчивается драмой о воссоединении семьи. И если помнить, что сквозная тема фильма — не изучение социального распада на фоне природного катаклизма, а борьба матери за безопасное место для ребёнка, то во время просмотра можно получить немало пищи для размышлений.