СПИРИТИЧЕСКИЕ БУДНИ СЕМЬИ ЗАНДЕР: «УИДЖИ. ПРОКЛЯТИЕ ДОСКИ ДЬЯВОЛА»
Компания Universal Pictures International 10 ноября выпустила в российский прокат новый хоррор от Майка Флэнегана — на этот раз он снял приквел фильма «Уиджи: Доска Дьявола», вышедшего на экраны два года назад. RussoRosso представляет вам свои впечатления от просмотра ленты и объясняет, почему сходить на нее стоит, даже если первая часть не впечатлила.
Когда в 2014 году на экраны вышла экранизация настольной игры «Уиджи» от компании Hasbro, оформленная под фильм ужасов, ее не пнул только ленивый. Несмотря на высокие кассовые сборы, критика разгромила работу режиссера Стайлза Уайта, но появлению второй части это обстоятельство, как видим, не помешало. К новому фильму рецензенты намного более благодушны, на что есть серьезные причины. Если говорить о главной из них, то это, пожалуй, новый режиссер (и соавтор сценария) Майк Флэнеган. Ему удалось то, что вообще редко происходит в кинематографе: снять новый фильм в серии, не только не уступающий оригиналу, но и во многом его превосходящий.
Итак, на дворе 1965 год, а это значит, что перед нами приквел: до начала первой части ровно полвека. Сюжет крутится вокруг семьи Зандер, состоящей из матери Элис (Элизабет Ризер) и двух дочерей — старшей Лины (Аннализа Бассо) и младшей Дорис (Лулу Уилсон). Семья устраивает инсценировки спиритических сеансов, чтобы заработать немного денег, и однажды Элис приносит домой колдовскую доску Уиджи в попытке несколько разнообразить маленький бизнес. Неприятности начинаются, когда Дорис вступает в контакт с призраком, назвавшимся ее отцом. Это знакомство запустит цепь событий, итог которых будет трагическим, но отнюдь не неожиданным — по крайней мере, для тех, кто смотрел первый фильм.
Первое, о чем стоит сказать: фильм очень хорошо оформлен с визуальной точки зрения. За воссоздание ретро-стилистики отвечают не только звучащие в кадре мелодии и подбор локаций, но даже чисто технические мелочи вроде «сигаретных ожогов», время от времени появляющихся на экране (притом что фильм снят вообще без использования пленки). При этом спецэффектами Флэнеган не увлекается, хотя, понятное дело, в фильме о призраках без них обойтись сложно. Но они здесь, как ни странно, не главное — и это к лучшему.
Второе, и более важное, обстоятельство, заслуживающее упоминания, — это полностью изменившаяся концепция фильма. Если первая часть была шаблонным молодежным хоррором, набитым картонными персонажами, то вторая, напротив, целиком и полностью держится на персонажах, а не на скримерах и эффектных кадрах. В этом главное отличие работы Флэнегана от фильма Уайта: история с демонической одержимостью здесь органично вплетена в семейную трагедию. Такой подход можно было видеть и в более ранних проектах Флэнегана («Окулус» и «Сомния»), и он работает в «Уиджи» так же хорошо, как и в них.
Это может оказаться неожиданным и оттолкнуть часть аудитории, ожидающей чего-то более динамичного и простого, но, проигрывая в скорости развития сюжета, приквел берет атмосферой и актерскими работами. Это третье, что хочется отметить, говоря о фильме. Все основные актрисы смотрятся очень хорошо, но Уилсон, конечно, настоящий showstealer: эта маленькая девочка с приятной улыбкой одинаково хорошо смотрится и когда причесывает кукол, и когда бегает по стенам с искривленным от ярости лицом. Бассо (уже снимавшаяся у Флэнегана в «Окулусе») заметно повзрослела и стала играть еще лучше: ей вполне удается роль «голоса разума», взывающего к матери и сестре, который оказывается все же недостаточно сильным, чтобы заглушить эмоции, вызванные встречей с умершим мужем и отцом.
Пожалуй, единственный минус фильма (если не считать мелких сценарных недоработок) — это заданность его финала: тот, кто смотрел первую часть, уже в общих чертах знает историю семьи Зандер и в курсе, что случится с Линой. Тем не менее Флэнеган попытался — не без успеха — обыграть и эту предопределенность, придав ей черты семейной трагедии, неумолимо двигающейся к своему неизбежному разрешению. Картина, конечно, при этом заметно выбивается из рамок откровенно коммерческой франшизы, установленных первой частью, но в том и его сила — не так много на свете фильмов ужасов, начинавших как тинейджерский хоррор и пришедших к чему-то хотя бы немного большему.