«Гуль»: Оруэлл едет в Болливуд

На Netlix вышел первый индийский хоррор, сделанный при участии Blumhouse. RussoRosso приветствует новую сверхъестественную сущность в цифровых широтах.

Недалекое и не очень светлое будущее: в раздираемой террористическими атаками Индии у власти находится авторитарное правительство. Для борьбы с религиозными экстремистами и фанатиками оно использует все средства, не особо заботясь о том, что обычно называют правами человека. Главная героиня Нида Рахим, несмотря на религиозные убеждения, уверена в правоте государства и становится одним из верных псов режима, умудряясь даже сдать отца-профессора властям. Но скоро этот естественный порядок вещей нарушится сверхъестественным: на засекреченную базу, где содержат террористов, привезут давно разыскиваемого Али Саида. Точнее, привезут не его, а некую сущность, обитающую в его теле.

Это второй проект Netflix, созданный в Индии, — первым был сериал «Сакральные игры» (2018), в котором одну из главных ролей тоже играла Радхика Апте. И это первый индийский хоррор, снятый при участии Blumhouse, — в общем, интригующая смесь. Режиссер и автор сценария Патрик Грэхэм (в послужном списке — пара короткометражек) бьет зрителя наотмашь — трейлеры обещали не совсем то, что в итоге вышло. После сверхъестественной завязки начинается типичный антиутопический нарратив: полицейское государство прижимает несогласных, а полковник Сунил Дакуна (Манав Каул) призывает искать террористов не только снаружи, но и внутри круга повседневного общения. Эта линия борьбы между властью и несогласными тянется через все три серии «Гуля».

Гуль — сущность, прошедшая много трансформаций: в доисламских арабских легендах это кровососущий оборотень, которого позже стали представлять как джинна, а в средние века — как мертвеца, питающегося плотью. В сериале гуль — это дух, которого можно вызывать. Он использует тела людей как сосуды, играя с чувством вины жертвы. И эта субстанция — сюрприз! — не обязательно злая, хоть гуль и преследует цель, не заботясь о морали.

Патрик Грэхэм смешивает мрачные антиутопические прогнозы и клаустрофобные пространства, чем-то отдаленно напоминающие карпентеровские «Нападение на 13-й участок» или «Нечто». Здесь совсем не обязателен сверхъестественный ужас, но он есть, и благодаря этому «Гуль» становится интересным. Вдохновленный Гуантанамо и Абу-Грейб режиссер не скупится на откровенно кровавые и жестокие сцены. Изначально задуманный как цельный фильм, «Гуль» в итоге получился трехсерийной историей о несправедливости, борьбе и свободе, густо замешанной на физических и душевых страданиях. Монстр-призрак катализирует сюжет, вскрывая коррумпированную систему изнутри, отвечая сверхъестественным террором на террор политический.

Смотрится все это очень хорошо: холодный и почти мертвенный желтый цвет разбавляет полуосвещенные коридоры и комнаты, красные тревожные огни рифмуются с кровью и расчлененкой. Нида Рахим за два с небольшим часа сильно меняется и получает новое знание — убедительная игра Радхики Апте и, возможно, заявка на новый образ сильной женщины в хорроре. Недостатки мини-сериала совсем пустячные и почти не бросаются в глаза. Можно выделить разве что пафосно-драматичные слоу-мо-сцены, но их легко пересчитать по пальцам. Самое главное, что когда три серии заканчиваются, то хочется немедленно вгрызться в продолжение.

Зомби, вампиры и прочие популярные монстры уже давно оккупировали малые экраны. Netflix предлагает зрителю зловещего арабского духа c национальной спецификой — и да, именно этого нам не хватало. В одной из сцен допроса террориста Али Саида древний дух начинает сталкивать солдат лицом к лицу, и мы видим комнату с экранами, на которые передается изображение с камер наблюдения. В какой-то момент картинка начинает сбоить, и из глитчевых искажений вырисовывается жуткое лицо. Именно так к нам и прорывается гуль, преодолевший путь от арабских пустынь до библиотеки стримингового гиганта.

Смотрите также:

Злые силы защищают заброшенный замок в тизере индийского фэнтези-хоррора «Тумббад»

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
WordPress: 12.45MB | MySQL:205 | 0,539sec