«Антология русского хоррора: Красный состав»: поезд отправляется

На онлайн-платформах вышла «Антология русского хоррора: Красный состав». Шесть анимационных историй об альтернативном прошлом, будущем и настоящем. Дмитрий Бортников рассуждает, нужен ли нам ещё один проект «Любовь, смерть и роботы», стоит ли ждать второго сезона и правда ли эти истории могут напугать зрителей.


«Антология русского хоррора: Красный состав» (2023)

Режиссёры: Алексей Климов, Любомир Арсов, Джим Брайсон, Адам Джеффкоут, Сергей Кибус, Мэттью Лайон, Хирофуми Накада, Сэмюэл Чоу
Сценаристы: Любомир Арсов, Джим Брайсон, Адам Джеффкоут, Сергей Кибус, Алексей Климов, Мэттью Лайон
Продюсеры: Юрий Степанов, Билл Маркс, Хосе Менендес, Джордж Чолакис, Артем Васильев, Карина Кабанова, Вячеслав Муругов, Максим Рыбаков


Продюсеры, работавшие с Алексеем Германом-младшим, Кириллом Соколовым и Дмитрием Дьяченко, и Алексей Климов, один из создателей «Первого отряда» — фэнтези о пионерах, сражавшихся за Родину во время Великой Отечественной войны -, объединились с коллегами со всего мира и придумали «Красный состав». Проект, который хотелось бы назвать превью, тем не менее неплохо зарекомендовал себя сам, и теперь есть надежда на то, что его авторам дадут возможность продолжать, усложнять и расширять их вселенную, говорящую о важном с помощью разнообразных жанров.

<
>

Открывает антологию «Дочь крысолова» — история, развивавшаяся в 1920 году в голодном Санкт-Петербурге. На блошином рынке Нина знакомится с революционным писателем Антоном. Новый товарищ спасает её от местных властей, и они прячутся в заброшенном доме, где вместе становятся свидетелями действий некой секты, призвавшей жуткого Избавителя, чтобы помочь крысам окончательно победить людей. По стечению обстоятельств единственным крысоловом Петербурга оказывается отец Нины, и теперь им троим нужно приготовиться к финальной битве добра со злом.

Снята «Дочь крысолова» по мотивам рассказа «Крысолов» Александра Грина. Из неё взята база: главные герои и ощущение разрухи, страха и того, что вот-вот обязательно должно что-то произойти.

С одной стороны, черно-белая история вызывает ощущение чего-то знакомого и понятного, а с другой, авторы вспоминают самые страшные монохромные хорроры с которых всё начиналось. Проще всего «Дочь крысолова» сравнить с одним из уровней компьютерной игры. Сначала вы знакомитесь с местностью и дружественными, и не очень героями. Потом постепенно проникаетесь тем, что вам предстоит сделать, а дальше попадаете на территорию «босса», который без боя не даст пройти дальше. Финал же всё возвращает на круги своя, напоминая, что у любого в разной степени сумасшедшего писателя всегда есть в запасе история, которая произошла в реальности и сделала из него того, кем он стал.

<
>

Экранизация Алексея Толстого и «Семья вурдалака» — самый смешной и весёлый эпизод антологии. Взяв основные правила мира «Вурдалака», создатели проекта населили свою историю блондинками, в каждую из которых умудряется втрескаться главный герой, родственниками, активно комментирующими происходящее, и монстрами, жаждущими крови всех, кто повстречается им на пути.

Французский дипломат Д’Юрфе едет в Россию через Сербию. По дороге он попадает в сильную метель и переждать непогоду его приглашает крестьянин Георгий, а ночью в дом пытается попасть не успевший вернуться из леса до последнего удара колокола и ставший вурдалаком-кровопийцей дед Горча.

В «Вурдалаке» перезапущенный «Вий» встречает «Братство волка». Только в данном случае авторам с легкостью удаётся обыгрывать человеческую глупость, что делает из эпизода редчайший продукт — комедийный хоррор. Это позволяет закрывать глаза на схематичность сюжета и обрывистость всего, что происходит вокруг главного героя.

<
>

В «Можарово» Дмитрия Быкова* хорошо показана обоюдная «любовь» людей из столицы и тех, кто живет в провинции. Писатель отлично проходится по всему, что так раздражает обе эти группы. Авторы «Красного состава» пошли дальше, добавив сарказма, отсылок к «Быстрее пули» и «Сквозь снег» и обязательных страхов из «Эпидемии», «Топей» и «Аванпоста», где под разными причинами людям приходилось бежать из домов и наблюдать, что происходит со страной в самых отдалённых ее частях.

Из сытой Москвы пускают поезд до станции «Можарово» с гуманитарной помощью. В поезд набиваются любопытствующие толстосумы и молодой журналист Максим, мечтающий узнать правду о жизни за стеной, разделяющей столицу и провинцию. В Можарово туманно, и поезд встречают безобидные на вид бедняки, но проводник отчаянно не хочет выпускать Максима из вагона.

Взяв за основу анимационные работы Ён Сан-хоСтанция Сеул”») и снабдив это всё русской хтонью, создатели сделали из «Можарово» самый неоднозначный, злободневный и мистический эпизод «Антологии русского хоррора».

<
>

В «Лесном царе» авторы рассуждают о том, что в будущем люди ещё больше станут зависимы от денег, в данном случае кредитов, поэтому главный герой истории решает помочь отцу, которому вечно не хватает средств. Не берёт сын в расчет лишь то, что VR так развит, что подключается сразу к нервной системе, и Лесной Царь, таинственный руководитель всей виртуальной реальности, легко может сделать мальчика частью своей бесконечной игры.

Баллада «Лесной царь» дала возможность создателям антологии наметить границы мира, обработать героев и создать атмосферу нагнетаемой опасности. Вообще, это, конечно, больше всего напоминает экранизацию «Первому игроку приготовиться», если бы её снимал не Стивен Спилберг, а Дэвид Кроненберг, куда в данном случае (ведь на самом деле игра может быть любой) добавляется флёр «Легенды о Зеленом рыцаре», и каждый делает собственный выбор, как поступить и кем стать по итогу своего решения. Даже сейчас ноутбуки, телефоны, планшеты и другие гаджеты постоянно требуют нашего присутствия, и иногда сложно сразу точно сказать, где находишься — на одной из страниц всемирной паутины, в кино, на квизе или общаешься с реальными друзьями в баре.

<
>

Рассказ «Беспросветные» Дмитрия Тихонова — клаустрофобный сюжет о мире, про который мы узнаём лишь верхушку айсберга. Авторы «Князя» добавили к этому предысторию и создали что-то среднее между «Безумным Максом: Дорогой ярости», славянскими сказаниями и «Звездным десантом».

В далёком будущем мир разрушен войнами и эпидемиями, здесь нет места слабости, а власть над выжившими распределена между горсткой тиранов. Один из них — Князь, отправляющийся со своей дружиной в разбойничий рейд. Возвращаясь из него, они попадают в засаду, и единственный кому удается выжить — молодой водитель Олег. Ему предстоит пройти все испытания, выпавшие на его долю, проявить смекалку и милосердие, чтобы добраться домой.

«Князь» дал возможность создателям антологии показать зрителям, что они готовы работать не только со знакомыми авторами, темами и произведениями, но и с современными писателями, которым есть что сказать и которые способны создавать миры, легко воображаемые сначала читателями, а потом и зрителями.

<
>

«Гробовщик» Пушкина — самый близкий к оригинальному тексту эпизод. Как и пластилиновые истории, кукольная анимация давно уступила компьютерной рисовке все бразды правления умами зрителей, и оттого кукольный «Гробовщик» выглядит ещё более ламповым и родным.

Молодой могильщик Адриан женится на дочери гробовщика и наследует его бизнес. Он всегда соблюдает два правила: уважать мёртвых и радоваться жизни, но ранняя смерть жены заставляет его нарушить одно из них — Адриан полностью посвящает себя работе, чтобы обеспечить будущее дочерей. Больше в его жизни не остается ничего, пока однажды ему не снится удивительный сон.

«Гробовщик» — признание в любви анимационным работам Тима Бёртона и Генри Селика. Благодаря рассказчику, ядовито и дерзко комментирующему происходящее, анимационный проект быстро обгоняет собратьев и хорошо запоминается. Никто и никогда у нас ещё не заходил и не шутил о святом и о том, что обычно не выносится за рамки одной семьи.

«Антология русского хоррора: Красный состав» — удачный старт и уверенность в том, что создатели идут правильным путем. Да, есть пожелания по более проработанным историям, чтобы было больше вариантов, возможностей, жанров, авторов и, конечно, эпизодов, но то ли ещё будет впереди, после столь успешных зарисовок. После просмотра «Красного состава» просто хочется пожелать создателям успехов, удачного поиска новых авторов и потерянных произведений тех, кто всем хорошо известен, уникальных мультипликаторов и главное тех, кто захочет из таких антологий делать ни на что не похожие эксперименты.

* Включён Минюстом России в реестр иностранных агентов

Share on VK
Дмитрий Бортников

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 12.27MB | MySQL:132 | 0,753sec