ПРИЗЕМЛЕННЫЕ ЗЛОДЕИ ПРОТИВ ДЖОША СТЮАРТА: «ДОМ НАПРОТИВ»
8 декабря 2016 года дистрибьютор «Капелла Фильм» выпустил в российский прокат «Дом напротив» — новый хоррор Маркуса Данстэна, режиссера дилогии «Коллекционер» и сценариста нескольких частей «Пилы» (а также трилогии «Пир»). Постоянный автор RussoRosso Дмитрий Соколов представляет свое мнение о фильме.
Джон (Джош Стюарт, для которого этот фильм уже третий совместный проект с Данстэном после дилогии «Коллекционер») и Рози (Александра Эссоу) живут в небольшом коттедже где-то в Каттере, штат Миссисипи, мечтают накопить побольше денег и уехать подальше из этой унылой дыры. Уединенность для них имеет практическое значение: Джон работает курьером у своего дяди, перевозя партии наркотиков, так что лишнее внимание ему ни к чему. Их единственный сосед — здоровяк Трой (Билл Энгвалл), который тоже не слишком любит быть в центре внимания. Однажды, вернувшись домой, Джон обнаруживает, что Рози куда-то исчезла. Зайдя в дом напротив, он не находит там соседа, однако обнаруживает кое-кого еще — и с этого момента запускается цепь событий, в ходе которых Джону придется очень постараться, чтобы вновь увидеть Рози живой и здоровой.
Данстэн в качестве режиссера создал лишь два полнометражных фильма, «Дом напротив» — его третий самостоятельный проект, и для тех, кто видел первую (или вторую) часть «Коллекционера», никаких сюрпризов в новой ленте не будет. Это микс триллера и хоррора, местами приправленный экшном, — блюдо, которое любой поклонник жанра давно распробовал в самых разных вариациях. У фильма есть одно главное достоинство (о нем позже), а вот недостатков заметно больше, и о них придется говорить с самого начала, поскольку они слишком бросаются в глаза.
Проблема номер один, как ни странно, сценарий (написанный Данстэном совместно с Патриком Мелтоном). Сама по себе ситуация, в нем представленная, типична в качестве завязки для хоррора, но в ходе развития сюжета злодеи как минимум один раз совершают настолько противоречащий их цели поступок, что списать его на причуды больного воображения решительно невозможно. Тем более что здесь речь идет не о садисте-извращенце (как в том же «Коллекционере») или философствующем психопате (как в «Пиле»), а о персонажах намного более приземленных. Фильмам ужасов принято прощать сценарные огрехи, и это — до известной степени — нормально, но в случае с «Домом напротив» таких недоработок набирается слишком много, чтобы на них не отвлекаться.
Проблема номер два — стилистические колебания. Фильму очень далеко до натуралистичности, скажем, «Хостела» (2005) или прошлых работ Данстэна, но и чистым триллером, играющим только на нервах, его назвать сложно, поскольку саспенс-моментов в нем не то чтобы много. В результате соотношение очень неравномерное: сначала нам показывают непривычно долгое вступление, знакомя с героями (большинство из которых, прямо скажем, не слишком яркие личности), затем наращивают напряжение, после чего наступает время перестрелок и погонь, далеко не всегда напоминающих собственно хоррор.
Впрочем, эти серьезные недостатки хотя бы отчасти сглаживаются режиссурой — это тот самый случай, когда постановщик может снять даже откровенно слабые сцены так, что хочется смотреть фильм до конца, а не предъявлять претензии немедленно. К тому же в немногочисленных сценах, где задействован элемент триллера, весьма неплохо поддерживается напряжение, и разбросаны такие эпизоды по картине достаточно грамотно, чтобы не дать зрителю заскучать.
Тем не менее общее впечатление от фильма складывается скорее негативное, поскольку в какой-то момент множество мелких недочетов превращается в снежный ком, способный испортить всю историю целиком, а не только отдельные ее части. К сожалению, в этот раз Данстэн не смог предложить нам ничего запоминающегося — «Дом напротив» больше всего похож на триквел «Коллекционера», из которого убрали маньяка и ловушки, зато добавили побольше предыстории персонажей и любовную линию. И это — не комплимент.