Пришельцы, маньяки и красные носы: Топ-5 клоунских хорроров

Одна из самых примечательных особенностей хоррора — его способность творчески перерабатывать даже самые далекие от ужаса вещи. Взять, к примеру, клоунов. Хотя они традиционно ассоциируются со старомодным цирковым юмором и, на первый взгляд, совершенно безобидны, в рамках хоррор-жанра такой персонаж, как злобный клоун, занимает пусть и небольшое, но почетное место наряду с инфернальными демонами, маньяками-убийцами и мстительными призраками. Сегодня RussoRosso расскажет о том, каков был творческий путь клоунов в нашем любимом жанре, представив вашему вниманию пять наиболее интересных и важных клоунских хорроров.


«КРОВАВАЯ ШУТКА» / THE CLOWN MURDERS
(
реж. Мартин Берк, 1976) 

clown_murders

Самый первый фильм, в котором клоун фигурировал в качестве убийцы, вышел ровно 40 лет назад и, строго говоря, к хоррору имел косвенное отношение. Кино Мартина Берка — это история, начинающаяся как триллер о похищении человека и плавно перетекающая в протослэшер. Его сейчас мало кто помнит, и нельзя сказать, что незаслуженно: художественных достоинств у этого фильма немного. Но факт остается фактом: именно здесь впервые появляется образ убийцы в клоунском костюме, закрепившийся со временем среди жанровых типажей и ставший неотъемлемой частью популярной культуры.

«КЛОУНЫ-УБИЙЦЫ ИЗ КОСМОСА» / KILLER KLOWNS FROM OUTER SPACE
(
реж. Стивен Чиодо, 1988)

Вполне вероятно, лучший трэш-хоррор на клоунскую тематику из всех, когда-либо созданных. Этот восхитительно стильный фильм был сделан усилиями двух братьев Чиодо, долгое время работавших со спецэффектами в самых различных картинах (они, например, придумали дизайн пришельцев из «Зубастиков», 1986) и наконец раздобывших немного денег для реализации собственного сценария. Свои профессиональные знания и финансовые возможности братья использовали на полную катушку, что позволило создать фильм, прямо-таки фонтанирующий идеями. По мере развития сюжета (прямого, как шпала, но кого это волнует в фильме с таким названием?) градус безумия все нарастает и нарастает: здесь космические корабли замаскированы под цирк-шапито, из попкорна вылупляются червеобразные клоунские зародыши, а сами инопланетные клоуны-людоеды маринуют людей в сладкой вате — и это далеко не все. Помимо прочего, в фильме весьма примечательный саундтрек от The Dickies с моментально запоминающейся заглавной песней. Одним словом, культовая классика как она есть.

«ДОМ КЛОУНОВ» / CLOWNHOUSE
(реж. Виктор Сальва,1989)

Если предыдущий фильм — это буффонада, замаскированная под хоррор, то «Дом клоунов» — психологическая драма, умело спрятанная внутри фильма ужасов. Сюжет, как часто бывает в хороших хоррорах, предельно прост: трое братьев (младший, средний и старший) остаются на выходных дома одни и сталкиваются с бандой психопатов в клоунских костюмах. За незатейливой фабулой без каких-либо твистов скрывается история о взрослении как болезненном процессе преодоления собственных страхов. Дебютный фильм Виктора Сальвы (будущего автора «Джиперс Криперс», 2001) можно считать одним из самых серьезных хорроров о клоунах-убийцах, и его стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы увидеть, как можно работать с образом злого клоуна, не соскальзывая ни в пародию, ни в банальное смакование членовредительства.

«ОНО» / IT
(реж. Томми
Ли Уоллес, 1990)

Да, это телевизионная постановка. Да, это явно не лучшая экранизация Стивена Кинга. Но здесь есть Пеннивайз, и за это фильму можно простить очень и очень многое. Потрясающая актерская игра Тима Карри (заслужившего культовый статус за главную роль в легендарном «Шоу ужасов Рокки Хоррора», 1975) вытягивает работу режиссера Томми Ли Уоллеса, превращая ее в нечто запоминающееся. Образ Пеннивайза — это едва ли не единственная персонификация злого клоуна в хорроре: подавляющее большинство других монстров в клоунских костюмах — анонимы, и про них мы практически ничего не знаем. Клоун-монстр из Дерри, напротив, обладает не только яркой внешностью, но и самостоятельной историей, будучи органичной частью городской хроники с незапамятных (буквально) времен. В книге эта связь чувствуется лучше, но и в экранизации от нее осталось достаточно, чтобы передать атмосферу городка, в котором зло стало неотъемлемой составляющей повседневности.

«КЛОУН» / CLOWN
(реж. Джон Уоттс, 2014)

Дебютный фильм Джеймса Уоттса (протеже Элая Рота) примечателен тем, что это первая за очень долгое время попытка рассказать историю о клоуне-монстре вне какого-либо юмористического контекста, исключая не только черный юмор, но и трэш-компонент. В чем-то кино напоминает «Дом клоунов», но если фильм Сальвы — это история о том, как человек преодолевает воплотившиеся детские страхи, то картина Уоттса — рассказ о борьбе со злом, которое овладевает человеком. Сюжет, в общем, распространенный в хорроре, но здесь он разворачивается на фоне истории о монстроузном клоуне, причем без какой-либо постмодернистской иронии. Все серьезно, мрачно и достаточно кроваво.


Учитывая, что в последнее время из разных частей мира регулярно приходят сообщения о зловещего вида клоунах, пугающих кого ни попадя, могут возникнуть опасения, что скоро мы станем свидетелями нового витка развития клоунских хорроров, но на этот раз основанных на реальных событиях.

 

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
  • Nicolodi’s Banana Springs

    Список — огонь, ни отнять, ни прибавить. А дьявол кроется в деталях…

    «Дом клоунов» — психологическая драма? Именно. Не только психологическая, но и эротическая. И полностью закадровая.

WordPress: 14.18MB | MySQL:205 | 0,561sec