«ЧУЖОЙ: ЗАВЕТ»: ДВА ФАССБЕНДЕРА ПО ЦЕНЕ ОДНОГО

Долгожданное возвращение «Чужого» на экраны в России происходит уже сегодня. О том, на какие части франшизы похож «Завет», нужно ли его смотреть (ответ: да) и стоит ли искать в новом кино философию, читайте в рецензии RussoRosso.


«Чужой: Завет» / Alien: Covenant (2017)

Режиссер: Ридли Скотт
Сценарий: Джон Логан, Данте Харпер
Оператор: Дариуш Вольски
Продюсеры: Дэвид Гайлер, Уолтер Хилл, Марк Хаффам и другие
Дистрибьютор в России: Fox (в прокате с 18 мая)


Спустя десять лет после событий, произошедших в «Прометее» (2012), космический корабль «Завет» везет команду и целую колонию поселенцев в одну очень далекую галактику. Что-то сразу начинает идти не так, и, пока андроид Уолтер (Майкл Фассбендер) будит космонавтов, капитан (камео Джеймса Франко) гибнет прямо в капсуле. Его жена Дэниелс (Кэтрин Уотерстон) еще не успела прийти в себя, а капитанские обязанности уже ложатся на плечи старшего помощника Орама (Билли Крудап). Тем временем Теннеси (Дэнни Макбрайд здесь приглушает свое обычное комикование) во время проведения ремонтных работ в открытом космосе получает сигнал с ближайшей планеты. Компьютерный анализ установил, что ее климат вполне соответствует земному, и Орам решает произвести там посадку, несмотря на то что до своего пункта назначения ему еще лететь и лететь. Дэниелс эта идея совсем не нравится, и она оказывается права: ничего, кроме скверных приключений на свои головы, космонавты там не найдут. Хотя не будем забывать про знакомого по «Прометею» Дэвида, которого привезла на планету героиня Нуми Рапас (она, как и Гай Пирс, ненадолго мелькнет в «Завете»). Так что в новом фильме зрителей ждут два Фассбендера по цене одного.

Ридли Скотт в свои 80 лет полон энергии и сюрпризов: стоит вспомнить такие его продюсерские проекты последних лет, как сериалы «Табу» и «Жан-Клод Ван Джонсон». Его новый «Чужой», старт очередной трилогии, которую режиссер решил снимать сам, сочетает философские витиеватости «Прометея», пессимизм «Советника» (2013) и пружинящую поступь «Чужого» (1979) и «Чужих» (1986). Те, кого коробило от космогонических теорий предыдущего фильма про ксеноморфа, могут быть спокойны: несмотря на беседу Дэвида и его создателя (Гай Пирс) в прологе и несколько утомительный диалог двух киборгов с цитатами английских поэтов, в основном Скотт делает упор на насыщенный и мрачный экшн. Даже мелькнувшие ненадолго в кадре инженеры быстро гибнут от «казней египетских» в духе картины «Исход: Цари и боги» (2014) и не дают особой почвы для размышлений. Впрочем, философское тут скорее лежит на поверхности, точнее, в названии. Если Прометеем в одноименном фильме можно назвать и стремящегося к личному бессмертию персонажа Пирса, и мечтающего об огромном шаге для всего человечества героя Логана Маршалла-Грина, то слово «Завет» явно отсылает к Ветхому Завету с его жестоким Богом Отцом. Здесь таким Богом, безусловно, является не Чужой, а Дэвид. Андроид, ставший творцом и подаривший жизнь десяткам (если не сотням) ксеноморфов, идет войной на человечество — ничего не скажешь, оригинальный взгляд на давно интересовавший фантастов конфликт людей и думающих машин. Чужой против Хищника уже был, как насчет усыновившего Чужого Терминатора?

Несколько обидно, что Скотт подарил очевидный бенефис Фассбендеру, сыгравшему положительного робота и робота-злодея, и при этом обошелся с остальными актерами как с пушечным мясом. Ни у Эми Саймец («Тебе конец!» (2011), «Примесь», 2013), ни у Демиана Бишира («Че: Часть вторая» (2008), «Омерзительная восьмерка», 2015) просто нет времени особенно развернуться. С некоторыми членами команды зрителя и вовсе не успевают познакомить — Чужие оказываются проворнее режиссера.

Есть и другие минусы. Например, по большей части космонавты ведут себя так же глупо, как лезущие в подвал подростки из слэшера (впрочем, не сильно глупее, чем ученые из «Прометея»). В сцене отлета с недружелюбной планеты компьютерная графика совсем уж режет глаз. Но приятные сюрпризы перевешивают. Дэвид сидит в полумраке пещеры, не снимая капюшона, слушает Вагнера, играет на флейте и рассуждает о судьбе человечества, что твой полковник Курц. Чужой залезает в душевую, чтобы прервать половой акт влюбленных космонавтов, совсем как в хорроре класса «Б» от Роджера Кормана. Дэнни Макбрайд в ковбойской шляпе примеряет образ лихого героя (очевидный привет Яфету Котто из фильма 1979 года). Кунг-фу-драка двух Фассбендеров.

В общем, если воспринимать «Прометея» как отдельное кино, то возвращение франшизы можно считать счастливо состоявшимся. Полет нормальный, хотя долетят и не все.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
WordPress: 14.35MB | MySQL:196 | 0,681sec