«ЧЕРНАЯ ВОДА»: ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДВУХ БРАТЬЕВ И СТАРШЕНБАУМ

«ЧЕРНАЯ ВОДА»: ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДВУХ БРАТЬЕВ И СТАРШЕНБАУМ

В прокате уже несколько дней идет «Черная вода» — долго готовившийся к выходу мистический триллер Романа Каримова. RussoRosso разбирается в новой попытке сделать русский фильм в мрачном жанре.


«Черная вода» (2017)

Режиссер: Роман Каримов
Сценарий: Сергей Осипьян, Александр Лунгин, Роман Каримов
Оператор: Дмитрий Горбачевский
Продюсеры: Андрей Новиков, Александр Котелевский
Дистрибьютор в России: «Централ Партнершип» (в прокате с 13 июля)


Выходец из Уфы Роман Каримов — режиссер, добившийся народной любви прежде всего комедиями. «Черная вода» — его первый шаг в темном жанре, и у фильма было заведомо много составляющих успеха. Во-первых, впечатляющее трио актеров на главных ролях: культовый Евгений Алёхин, экспрессивный Дмитрий Богдан (кто помнит его роль Сени-пионера в «Шапито-шоу» (2011), тот понимает, какую энергию Богдан может привнести на экран) и очаровательно естественная Ирина Старшенбаум, окончательно завоевавшая популярность главной ролью в «Притяжении» (2017). Во-вторых, сюжет «Черной воды» на первый план выдвигает психологические травмы персонажей, вполне вписываясь в современные тренды интеллектуального хоррора, в котором джампскейры не так уж и важны. В-третьих, здесь заявлена и экологическая проблематика, которая для многих зрителей с активной позицией уже давно входит в список важнейших. При этом период работы над проектом для Каримова был настоящим мучением: смерть матери, ссоры с девушкой, тяжелый перелом ноги. Вплоть до июня режиссер продолжительно открещивался от фильма, но работа все же добралась до экранов с его именем на постере и в титрах.

В первом кадре мы видим обнимающихся братьев: Максим (Дмитрий Богдан) забирает наркомана Петю (Евгений Алёхин) из реабилитационного центра. В машине на переднем сидении их поджидает Полина (Ирина Старшенбаум), всю эту компанию трудолюбивый Максим везет чинить старую лодку, доставшуюся ему по дешевке. «Труд исцеляет и помогает определиться в жизни», — кажется, такими словами вот-вот заговорит герой, активно защищающий идеализм советских людей от вялых выпадов своей девушки. Молчаливый и загадочный Петя смотрит в окно с заднего сидения, а машину уже встречает загадочный пенсионер, типичный персонаж слэшеров, предупреждающий главных персонажей не ехать дальше. Максим не готов отказаться от своих планов, так что он уверенно следует к затону, где пытается руководить ремонтом лодки, но вместо этого получаются сплошь конфликты. Вечером где-то рядом из ниоткуда появляется баржа, на которой свадьба и веселье, Полина решает присоединиться к тусовке, а наутро все исчезает: и баржа, и Полина, и алкоголь с закусками. Только неподвижно стоят на горизонте мутные местные, приковывая к себе не менее мутный взгляд Пети. Девушка все же возвращается. Уже в качестве ведьмы, но это не точно.

«Черная вода» могла бы стать отличной хоррор-драмой, если бы серьезный тон не контрастировал с невнятным сценарием. Камера Дмитрия Горбачевского (даром что этот оператор неизвестен ничем, кроме работы над «Детьми против волшебников» (2016) — кошмарным православно-нацистским экшн-мультфильмом, обреченным на культовый статус в узких кругах) схватывает природу русской глуши так, что картинка гипнотизирует, но рваный сюжет не дает провалиться в транс. Персонажи разговаривают настолько пафосно и манерно, что, когда Алёхин на фирменно сложных щах произносит, кивая на торчащие неподалеку фигуры: «Они теперь все там… за горизонтом», — хочется нырнуть куда-нибудь поглубже в затон. Фразы такого же порядка вырываются из уст Полины, хотя Старшенбаум, словно в противоречие дурацким диалогам, играет гораздо более живо и умудряется убедительно показать как простоватую девчонку, так и таинственного суккуба (да-да, в фильме есть сцена секса, позиция — коленно-локтевая). Где-то вокруг всегда суетится Максим, соревнующийся с братом в количестве реплик о важности детства в жизни человека и говорящий языком подростковых групп «ВКонтакте»: «Я дрессирую только тех, в чей потенциал верю». Рваный сюжет завершается эмоциональной, но не слишком выразительной концовкой, в которой создатели фильма натянуто попытались собрать разваливающуюся историю.

Это кино создает ощущение чьего-то начинания. В нем много приятных мелочей, но в контексте целого они кажутся отдельными упражнениями. Тот же оператор Горбачевский вполне может построить дальше интересную карьеру. Хочется обратить внимание и на выразительную игру Инны Егоровой на втором плане в роли деревенской девочки Юли. А у мастерски работающей Старшенбаум карьера как раз и началась после съемок «Черной воды». Дмитрий Богдан, кажется, все еще ждет своей звездной роли, а у Алёхина все хорошо и без кино. Тем временем Каримов вернулся к комедии и снял успешную работу «Гуляй, Вася!» (2017), которая вышла в прокат даже раньше многострадального триллера. Может, позже режиссеру удастся попробовать снять мрачный жанровый фильм, открещиваться от которого уже не придется.

Share on VK
Денис Салтыков

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


ПЕРВЫЕ ВЕДЬМЫ. ПОТОМСТВО
WordPress: 11.93MB | MySQL:105 | 0,998sec