Режиссерский комментарий: «Чужой»

Режиссерский комментарий: «Чужой»

RussoRosso вспоминает первый фильм франшизы «Чужой» и смотрит классику с комментариями Ридли Скотта.

  1. «Чужой» стал лишь вторым фильмом для 41-летнего Ридли Скотта после «Дуэлянтов» (1977). Кино сняли в 1978-м, а выпустили в 1979 году. Съемочный период составил 12 недель.
  2. Для создания открывающих титров Скотт позвал графических дизайнеров Стива Франкфурта и Ричарда Гринберга. Сначала речь шла только о работе над постером и печатными материалами, но когда Скотт увидел результат, то позвал их поучаствовать и в создании титров. Режиссер хотел получить нечто похожее на иероглифы, намекая, что Чужой может быть продуктом утонченного, развитого общества. По словам Скотта (на момент записи комментариев в 1999 году. — Прим. RussoRosso), он не видел титров лучше со времен Сола Басса.
<
>
  1. Скотт собирался начать фильм, создавая мрачную и сдержанную атмосферу, студия же жаловалась, что первые 45 минут хронометража ничего не происходит. Но в этом и состояла задумка режиссера: первая половина фильма постепенно раскрывает мир, в котором существуют герои.
  2. «Ностромо» — грузовой корабль, авианосец, очистительный завод.
  3. Как шутя признался Скотт, после компьютера HAL из научной фантастики Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея» (1968) он не смог придумать для искусственного интеллекта имени лучше чем «Мать». Названный фильм — один из любимых у Скотта, и ему было сложно не подпасть под его влияние.
  4. По словам Скотта, к его горлу всегда подкатывает комок, когда он слышит музыку Джерри Голдсмита в сцене, где герои фильма выходят из анабиоза. Режиссер сравнивал персонажей с ничего не подозревающими детьми. Голдсмит наблюдал за актерами, когда писал музыку, отражая то, что они пытались передать своей игрой. Скотт остался очень доволен работой композитора и объяснил успех тем, что тот горел идеей фильма и любил жанр. По словам режиссера, музыка создает напряжение в первой половине фильма, когда на экране ничего страшного не происходит.

  1. Скотт хотел, чтобы актеры лежали в капсулах полностью голыми, но ему не разрешили. По его словам, это добавило бы фильму правдоподобия, от которого зрителям было бы еще страшнее.
  2. В сцене завтрака после анабиоза Скотт хотел показать обычные утренние разговоры ни о чем. В этом эпизоде режиссер записал звук таким образом, чтобы была слышна масса перекрывающихся диалогов. Зритель не должен был разобрать, что говорит каждый персонаж. Микс был громким и агрессивным по задумке Скотта — так он хотел заставить зрителей беспокоиться. Это контрастировало с компьютерной каютой, в которую заходит персонаж Тома Скерритта: там стоит тишина.

  1. Декорации создавались клаустрофобными, с низкими потолками и закрытыми коридорами и каютами. Осветить их было для оператора Дерека Ванлинта большой проблемой. До этого он не снимал полнометражные фильмы, но уже работал со Скоттом над многими рекламными роликами. Режиссер считает, что картинка в фильме — одна из лучших в его режиссерской фильмографии. После «Чужого» Ванлинт снял всего две картины: «Победитель дракона» (1981) и «Страх над городом» (2000).

  1. Разделение героев на классовые слои, по задумке режиссера, чувствуется даже в том, что одни живут на верхней палубе, а другие — на нижней.
  2. Правильный кастинг был очень важен для Скотта. По его словам, на съемках возникает достаточно проблем, и если актеры подобраны верно, то это сильно облегчает процесс. Кастинг шел долго, так как Скотт искал нужную химию между исполнителями.
  3. По словам постановщика, он и его команда чувствовали, что создают нечто особенное, хотя ни у кого не было опыта съемок космических фильмов.
  4. В одной из сцен Скотт поставил миксеры для краски под кресла актеров, чтобы получить вибрацию. Хотя в реальности, по его словам, на такой маленькой планете атмосферы быть не могло и, соответственно, на корабле не могло быть вибрации при посадке, режиссер хотел, чтоб по сюжету было иначе. Скотт тряс камерой, давая указания актерам: «Вибрируйте и тряситесь, когда произносите свои реплики».
  5. Модели «Ностромо» создал мастер по спецэффектам Ник Оллдер.
<
>
  1. Скотту понравилось, что пилотный отсек сделан просто, без излишних дизайнерских выдумок. Он сравнивает его с кабинами пилотов современных истребителей, которые очень просто оформлены внутри.

  1. В сцене посадки корабль на самом деле не садился — оператор просто опускал камеру.
  2. На съемки полноценного пожара после приземления не было времени — эффекта добились с помощью звука, съемок против света и актерской игры.
  3. Ридли Скотт любит стоять за камерой самостоятельно. По его словам, актеры таким образом чувствуют, что режиссер за ними пристально следит, — и связь с ним становится крепче.
  4. Вероника Картрайт уже в начале фильма играет так, будто у ее героини есть предчувствие, что все пойдет плохо. Скотту нравилась и непринужденность капитана Далласа в исполнении Скеррита.
  5. По словам Скотта, первый знак, что с Эшем что-то не так, можно разглядеть в сцене, где он разминается, «словно у него артрит». Эту деталь игравший андроида Иэн Холм предложил сам.
  6. Во многих сценах персонажей в скафандрах изображают дети: двое сыновей Скотта и сын оператора. Это было сделано для того, чтобы декорации выглядели масштабнее.
    <
    >
  7. Вместо пыли использовались вермикулит и пластмассовая крошка, а в сценах с газом применялся углекислый газ.
  8. Скотт выбрал на роль Рипли Сигурни Уивер из-за ее умения показать контроль и авторитет.
  9. Корабль инопланетян снимали через монитор, так как его модель ненатурально смотрелась вблизи. Вкупе с голосами актеров и громоподобным дыханием это создавало масштабность. Модель корабля была всего полтора метра в длину.

  1. Уже в 1999 году Скотт признался, что всегда хотел вернуться во франшизу и снять «Чужого 5», чтобы рассказать, кто такие инженеры и откуда они пришли. Идея режиссера состояла в том, что корабль был авианосцем, линкором цивилизации, а яйца — грузом и бактериологическим оружием.
  2. Подход художника Гигера строился от вопроса: «Где кончается биология и начинается технология?» Баланс вышел интересным: Скотт до сих пор не устает повторять, какая красивая голова получилась у Чужого.
  3. «Трюм» корабля пришельцев — это комбинация фоновой картины и декораций.
  4. Капли на яйцах текут вверх. Внутри макета сам Скотт двигал руками в резиновых перчатках. Стенки яйца были из прозрачного стекловолокна, а само оно открывалось с помощью гидравлики. Внутренности представляли собой свежее мясо, обтянутое кожей с брюха коровы. Вылупливающийся лицехват (для кадра, где он прыгает на персонажа Джона Хёрта) был сделан из полностью вычищенного кишечника овцы. Через него провели вентиляцию и в нужный момент включили напор воздуха.
  5. По словам Скотта, зрителей особенно пугало, что хвост лицехвата затягивался вокруг шеи жертвы.
  6. Для сцены, в которой кровь лицехвата прожигала корабль, использовалась настоящая сильная кислота, а вот вместо пола — полистирен. После этого эпизода герои впервые начали нормально работать вместе, а не просто ругаться.

  1. Скотт несколько раз в течение фильма использовал джампскейры и называл их «дешевыми шоками».
  2. Звукорежиссер Джим Шилдс использовал органические звуки вроде пульса и гула для создания напряжения.
  3. В сцене, где мертвый лицехват падает на Рипли, реквизитор просто уронил его сверху — Скотт не придумал лучшего решения.
  4. Лицехват был сделан из резиновой оболочки, а внутри него находились свежие устрицы и двустворчатые моллюски.

  1. Актеры не знали, что именно выпрыгнет из груди Хёрта, а сцену сняли за один дубль на четыре или пять камер. Под майкой актера была установлена пневмолиния, которая резко стреляла сжатым воздухом. Маленький Чужой сбегал с места действия на рельсах, установленных на столе. Самим тельцем управляли с помощью рычажка. Джону Хёрту пришлось прятаться под столом, просунув в отверстие только голову.

  1. Для создания коридоров использовались стандартные промышленные панели и снятые с самолетов трубки. Художник Роджер Кристиан нашел для фильма два бомбардировщика, их разобрали и использовали множество деталей, включая реактивные двигатели. Скотт сравнивает получившийся результат с египетскими сокровищами. Еще для него нашли экзотическую землеройную технику (маленькие бульдозеры, экскаваторы, гусеницы и гильзы), которую покрасили в золотой цвет, чтоб это выглядело, как высокотехнологичные устройства. Шкафы Скотт взял из книги Гигера «Некрономикон». Гигер интересовался машинами и сделал в Цюрихе фотографии задней части мусорного грузовика, которая выглядела угрожающей и опасной.
  2. Скотт намеренно тянул время, нагнетая напряжение перед появлением Чужого.
  3. Чтобы кот прогнул спину и зашипел, на площадке держали немецкую овчарку на поводке.

  1. Жизненный цикл пришельца взят от реального насекомого, которое откладывало яйца в другой организм, а те позже развивались и поедали носителя.
  2. Ридли Скотт в курсе, что в космосе нет звука, но все равно использовал его для атмосферы.
  3. Идея, что корпорации начнут править миром, была продолжена в «Бегущем по лезвию» (1982) и со временем, как подметил режиссер, стала реальностью.
  4. Внутренности Эша сделали похожими на органические, используя стеклянные шарики на веревочках и оптоволокно. В сцене, где останки героя сжигают, Скотт не стал выдумывать ничего сложного и просто сжег муляж головы Холма в последний съемочный день.
<
>
  1. Скотт отправил Рипли искать кота из-за желания создать впечатление, что героиня умрет следующей.
  2. Скотт включал на съемочной площадке запись Исао Томиты The Planets, чтобы актеры прониклись нужным настроением.
  3. Люки на «Ностромо» были сделаны высокими для того, чтобы персонажам было где спрятаться. Из-за нехватки бюджета съемочная группа не могла себе позволить даже проделать дыру в полу.

  1. В последних 17 минутах фильма нет диалогов, кроме слов, которые Рипли шепчет самой себе.
  2. Режиссера уговаривали закончить фильм сценой, где Рипли возвращается в шаттл и улетает, а Чужой взрывается вместе с кораблем, но режиссер настоял на двойном финале.
  3. Скотт считает правильным, что корабль взрывается трижды: «Три — это всегда хорошо».
  4. Уивер сама предложила идею, что ее героиня начинает петь You Are My Lucky Star, чтобы сконцентрироваться.
  5. По словам режиссера, продюсеры обвиняли его, что в фильме нет секса. Сам он так не считает.
<
>
Share on VK
Михаил Моркин

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


ПЕРВЫЕ ВЕДЬМЫ. ПОТОМСТВО
  • Игорь

    «В одной из сцен Скотт поставил миксеры для краски под кресла актеров,
    чтобы получить вибрацию, хотя на планете по сюжету не было атмосферы и,
    соответственно, на корабле не могло быть вибрации при посадке».
    Вообще-то на планете была атмосфера.

    • Mike Morkin

      Действительно, неудачно сформулировал. Сам Скотт говорил, что «у маленьких планет не может быть атмосферы»,но он очень хотел, чтобы корабль трясло, поэтому выдумал «газообразную» атмосферу, которую мы видим в фильме.

WordPress: 12.16MB | MySQL:134 | 1,061sec