Режиссерский комментарий: «Побег из Нью-Йорка»
Один из самых известных тандемов в жанровом кино — Джон Карпентер и Курт Рассел — знаменит не только тем, что делал прекрасные хорроры, боевики и фэнтези, но и тем, что записывал к ним детальные и душевные комментарии. Позади — «Нечто» (1982), впереди — «Большой переполох в маленьком Китае» (1986), а пока RussoRosso собирает информацию из комментариев к «Побегу из Нью-Йорка» (1981), которые кинематографисты записали еще в 1995 году. Тем временем где-то в Техасе Роберт Родригес собирается снимать ремейк «Побега».
- «Побег из Нью-Йорка» был снят в 1981 году, а написан в 1974-м, до того как Рональд Рейган стал президентом. История о том, как герою приходится вызволять из рук захватчиков президента, казалось актуальной, так как в Иране на тот момент находились в заложниках американские граждане, в том числе дипломаты (историю об их побеге рассказал в 2012 году Бен Аффлек в фильме «Операция “Арго”» (2012). — Прим. RussoRosso). Люди находились там 444 дня, и всем казалось, что это никогда не закончится. По словам Карпентера, тогда настала поворотная точка в истории США.
- Кино сняли за 5 миллионов долларов, что считалось малым бюджетом для фильма с такими амбициями. Однако Карпентеру удалось снять по-настоящему масштабную картину. Режиссер сэкономил в том числе на титрах, сделав их минималистичными, как у Вуди Аллена.
- В фильме играют бывшие жены Джона Карпентера и Курта Рассела (Эдриенн Барбо и Сизон Хабли соответственно).
- Продюсер Ларри Франко был женат на старшей сестре Рассела Джилл. Он сотрудничал с Карпентером в качестве продюсера, второго режиссера или ассистента режиссера на девяти фильмах.
- По словам Карпентера, в сайфай-фильмах нужно очень четко устанавливать правила игры уже в начале истории, чтобы зрители думали: «Ага, я понимаю, куда мы отправляемся». Поэтому режиссер вставил в прологе карту Нью-Йорка с анимацией, которая показывает стену вокруг города. Эта анимация сделана по старинке, без использования компьютерных эффектов. Карпентер использовал бы цифровые технологии, если бы они были доступны.
- Актриса Джейми Ли Кёртис, которая снималась в двух предыдущих фильмах Карпентера, подарила свой голос компьютеру в первой тюремной сцене. Ее можно услышать также в самом начале фильма.
- Сцена, в которой камера движется вверх вдоль стены, состоит из двух частей. Первый кусок снимали отдельно, затем было затемнение, а из него переходили во вторую часть сцены, сделанную уже с помощью спецэффектов, над которыми работал в том числе будущий постановщик «Терминатора» (1984) Джеймс Кэмерон. Двое стражей ходили по мостику-декорации на фоне нарисованных задников.
- В кадре, где вертолет летит к башням-близнецам, задник нарисован, а вертолет сделан с помощью анимации.
- Сцену с беглецами на плоту снимали в городе Лонг-Бич.
- Кадр, где вертолет пролетает под мостом, был сложным в реализации при ограниченном бюджете. В нем тоже использовались нарисованные задники и анимированный вертолет.
- В настоящем Нью-Йорке съемки проходили только два дня. Там была снята сцена со статуей Свободы, где Карпентер дает зрителям понять, что Нью-Йорк теперь тюрьма, которой управляют военные.
- Расселу очень понравилось, насколько футуристическим получился автобус.
- Роль Змея Плискина стала для Курта первой, для которой ему пришлось меняться физически. Актер похудел на 10 кг и накачался, придя в отличную форму для съемок, но уже на пересъемках он не влезал в свой костюм.
- В роли полицейского участка выступил колледж в Лос-Анджелесе, который показался Карпентеру достаточно футуристическим и блеклым.
- В окончательный монтаж не вошла сцена, где герой Рассела грабил банк и был арестован. На тестовых просмотрах она сбивала зрителей с толку, и ее пришлось вырезать.
- Рассел во многом основал своего персонажа на героях Клинта Иствуда, с которым Ли Ван Клиф снимался в вестернах «На несколько долларов больше» (1965) и «Хороший, плохой, злой» (1966) Серджо Леоне. А с самим Ван Клифом очень понравилось работать Карпентеру.
- Студия была обеспокоена тем, что у Змея не было социально приемлемых ценностей.
- Сцены диалогов в штаб-квартире были визуально простыми и сняты с первых дублей из-за ограниченного бюджета. Перед кинематографистами стояла задача экономить, чтобы сотворить масштаб постановки из ничего. Одну из сцен, например, снимали с использованием детской коляски.
- Охранника-блондина в захваченном самолете играл сын 38-го президента США Джеральда Форда Стивен.
- Дональд Плезенс придумал целую историю о том, как его персонаж стал президентом. Она была связана с тем, что Маргарет Тэтчер захватывала мир и вновь превращала США в английскую колонию. Этим объясняется британский акцент актера, которому понравилась идея фильма, когда он понял его комедийную составляющую.
- Карпентер признался, что спасательный шаттл в форме яйца — самая нереалистичная идея. Он сравнивает его с гаджетами Джеймса Бонда, отмечая, что фильмы про агента 007 повлияли на то, как выглядели многие технологии в «Побеге».
- Карпентер снимал многие кадры на широкие объективы, чтобы придать картинке масштаб.
- На съемках Карпентер впервые столкнулся с вертолетами и впоследствии стал пилотом, как и Рассел.
- «Дублером» Нью-Йорка выступил Сент-Луис, где в 1977-м случился большой пожар. Мэрия разрешила кинематографистам выключить свет в десяти (!) районах. Съемки проходили летом, и в городе было очень жарко.
- Ли Ван Клиф не любил вертолеты, поэтому отказался сниматься в них. Карпентер уговорил его только подойти к одному из них в кадре. Также Ван Клиф повредил колено незадолго до съемок, и ему было тяжело сниматься в сценах, где нужно было много ходить, однако он терпел.
- Свечение в кадре с шаттлом Президента появилось из-за объективов Panavision, которые могли снимать при малом освещении. Без них картинка в фильме была бы совсем другой. Минусом этих объективов были проблемы с фокусом.
- Национальная гвардия США предоставила настоящие вертолеты для съемок.
- Карпентер видел историю как некий квест, в котором герою нужно выполнять одно задание за другим.
- Рассел хотел, чтобы в фильме появилась сигарета, которая зажигалась бы сама по себе. Но у кинематографистов ничего не вышло, Рассел обжег пальцы, а денег на дальнейшие эксперименты не было.
- Повязка на глаз была идеей Рассела. Он также пытался уговорить Карпентера показать, что под ней у Змея нет глаза. На съемках использовались два типа повязки: одна для крупных планов, через которую ничего не было видно, и одна с перфорацией, позволяющая актеру что-то разглядеть.
- Для «компьютерного» вида города были построены маленькие модели, после чего их покрасили в черный цвет и покрыли зелеными линиями.
- Интерьер Всемирного торгового центра сняли в заброшенном театре, стены которого раскрасили граффити. Крыша WTC также неаутентична и совсем не похожа на настоящую. Сначала Карпентер хотел показать, что в театре жило племя коренных американцев, но позже эту идею отбросили.
- Длинный план стал одним из самых сложных в картине, так как кинематографистам нужно было снимать в движении, постепенно открывая зрителям мир фильма: горящий самолет, городские руины, машины и мусор. Целую улицу пришлось осветить, а это долгий процесс. Для съемок купили разбитый самолет, разрезали его, поместив посередине улицы в Сент-Луисе, из-за чего многие люди сообщали в полицию о падении самолета. Художник-постановщик Джо Элвс («Челюсти» (1975), «Близкие контакты третьей степени», 1977) проделал удивительную работу со столь малым бюджетом.
- Двое прохожих как-то случайно зашли на площадку, увидели Курта Рассела с оружием в руках и быстро ретировались.
- Эпизод в кинотеатре был написал Ником Каслом — другом Карпентера, первым исполнителем роли Майкла Майерса и будущим режиссером «Майора Пэйна» (1995). Ему пришла в голову идея, что заключенные ставят некое шоу. Вид здания снаружи — это театр в Сент-Луисе, а внутри — театр в Лос-Анджелесе. В этом эпизоде Карпентер играет скрипача, а Касл — пианиста. Карпентер также исполнил роль военного в вертолете в конце фильма, а Касл придумал персонажа-таксиста Эрнеста Боргнайна.
- Змей не помогает девушке, которую раздевают и насилуют трое заключенных. Так Карпентер подчеркнул «антигероизм» персонажа.
- Карпентеру очень нравится, как оператор Дин Канди (трилогия «Назад в будущее») осветил сцены. Вместе кинематографисты работали над «Нечто», «Туманом» (1980) и первыми тремя «Хэллоуинами». Освещать экстерьеры было гораздо сложнее, чем интерьеры.
- Одного из персонажей зовут Кроненберг в честь режиссера Дэвида Кроненберга, другого — Ромеро в честь Джорджа А. Ромеро.
- Карпентеру очень нравится, что Змей Плискин просто садится отдохнуть посреди улицы на старый стул, а Расселу — что его герой никогда не реагирует на происходящее быстро.
- Люки в фильме сделаны из дерева, так как железные невозможно поднять снизу.
- Многие уличные сцены снимали в Сент-Луисе, а некоторые — в декорациях в Лос-Анджелесе.
- Между Змеем и Девушкой (бывшая жена Рассела Сизон Хабли) в заведении Chock Full O’Nuts чувствуется сексуальное напряжение. Карпентер хотел, чтобы зрители решили, что ее героиня станет важной по ходу фильма. В сцене их разговора почти нет освещения — только заполняющий свет и немного света на лицах актеров.
- По словам Гарри Дина Стэнтона, он играл своего персонажа как молодого поэта.
- Многие кадры фильма сняты с использованием системы стабилизации Steadicam, с которой оператор Канди начал работать одним из первых еще на съемках «Хэллоуина» (1978). Система использовалась максимально часто, чтобы передать масштаб декораций.
- Дневные эпизоды были включены в фильм, чтобы он не казался слишком темным. Некоторые сцены были сняты на огромном пустующем вокзале.
- Карпентер сравнивает «Побег» с фильмами о Средневековье из-за костюмов и персонажей.
- Окс Бэйкер был настоящим рестлером и работал серьезно. Он набил каскадеру Рассела Дику Уорлоку гигантскую шишку на голове, а однажды сильно порезал себе ногу и даже не заметил. По словам Карпенетра, он был приятным человеком, который не понимал, что в кино бьют не так, как в рестлинге, и не касаются партнера по-настоящему (Карпентер увлекался рестлингом и даже позвал на главную роль в свой триллер «Чужие среди нас» (1988) рестлера Родди Пайпера. — Прим. RussoRosso) Во время съемок поединка с Бэйкером у Рассела постоянно из-за пота стиралась татуировка змеи. Актер ударил рестлера по голове настоящей битой с настоящими гвоздями, однако у того был сзади на шее кусок дерева, достаточно толстый, чтобы гвозди не пробили его насквозь.
- Плезенсу пришла идея надеть светлый парик в одной из сцен. Ему нравилась задумка унижать Президента. Студия тревожилась, но Карпентер успокоил продюсеров: «Не волнуйтесь, это же фильм про будущее, зрителям понравится». Студии давали много свободы в то время, когда делался фильм. Над «Нечто» у Universal было уже больше контроля, потому что она была мэйджором, а не независимой студией.
- Сцену на мосту снимали на маленьком The Chain of Rocks Bridge в Миссури. Он был закрыт и находился в сельской местности. Здания вокруг него — специально установленные декорации.
- Карпентер считал, что зрители переживали даже за второстепенных персонажей из-за юмора.
- По словам Рассела, у Змея есть какие-то чувства только к Мэгги (Эдриенн Барбо).
- В кадре, где Герцог (Айзек Хейз) врезается в Мэгги, использовалась кукла. Уже потом Карпентер снял у себя в гараже кадр с мертвой героиней. (Существует легенда, что это юный Джей Джей Абрамс, чей отец работал на студии, производившей «Побег», подсказал режиссеру, что без такого кадра непонятно, погибла Мэгги или нет. — Прим. RussoRosso).
- Одна сторона моста снималась в Сент-Луисе, а другая уже в Лос-Анджелесе.
- Дональд Плезенс воевал пилотом во Второй мировой войне, потерпел крушение и попал в лагерь пленных, где его пытали японцы. Карпентер утверждает, что актер использовал этот опыт в сцене, где Президент расстреливает Герцога.
- В сцене, где Змей слезает с обратной стороны стены, прыгает дублер Дик Уорлок, а из-за машины вылезает уже Курт Рассел, который за ней заранее спрятался. Прием называется Texas Switch.
- Рассел хотел кинуть сигарету прямо в Президента в финале фильма, но Карпентер высказался против такого сильного жеста. Поэтому Змей просто бросает ее с полным презрения взглядом в его сторону.
- Карпентер очень любит фильмы Говарда Хоукса («Нечто», 1951), а Хоукс часто заканчивал кино планом, снятым в движении. Концовка «Побега» — отсылка к этому режиссеру.
- Рассел утверждает, что знал, что кино выдержит проверку временем.
- Карпентер боролся за кандидатуру Рассела, с которым уже работал над телевизионным фильмом «Элвис» (1979). Он так описывает свой выбор: «Если ты можешь сыграть Элвиса, то ты можешь сыграть что угодно!» Продюсеры хотели заполучить Чарльза Бронсона, которому на момент съемок было бы уже 59 лет. Дело в том, что Курт Рассел был известен до «Побега» прежде всего по подростковым комедиям компании Disney.