Хрупкая жестокость: 10 фильмов о женской ярости и мести

Хрупкая жестокость: 10 фильмов о женской ярости и мести


ПИТЕР ПЭН. КОШМАР В НЕТЛАНДИИ

Сделали подборку хорроров и триллеров про женщин в ярости, доведённых до такого состояния мужчинами в частности или обществом в целом, а иногда и теми, кто должен поддерживать их в первую очередь — такими же девушками. Есть здесь и кровавая месть отдельным обидчикам, и попытки научить уму разуму общество, и травматический опыт, перенесённый на представителей противоположного пола. В ход идут пистолеты, скальпели, утюги, экстрасенсорные способности и даже тело. С любовью и сочувствием к героиням собирали эту подборку Полина Николайчук и Александра Васильева.


«Кэрри» / Carrie (1976)
Реж: Брайан де Пальма

Кэрри (Сисси Спейсек) — робкая девушка из религиозной семьи. Она часто подвергается буллингу со стороны других студентов, а дома находится под строгим контролем набожной матери. Кэрри обнаруживает в себе способности к телекинезу и старается их сдерживать, чтобы никому не навредить, но в конце концов использует в кульминации истории.

Когда одноклассники Кэрри жестоко шутят над ней, девушка даёт волю своим способностям и одолевающей её ярости, она использует свой гнев во имя мести. Желание справедливости высвобождает силу, которую Кэрри всегда подавляла, и теперь девушка готова доказать обидчикам, что больше не собирается быть жертвой.


«Ангел мщения» / Ms. 45 (1981)
Реж: Абель Феррара

Немая девушка Тана (Зои Ланд) по пути домой попадает в лапы насильника, да ещё и дома её поджидает грабитель, который решает воспользоваться девушкой. Разъярённой героине удаётся дать отпор надругавшемуся над ней мужчине. Но психику восстановить уже не удаётся. Молодая закройщица подбирает пистолет обидчика, забивает холодильник его останками и выходит на улицы города, очищая город от грубых и озабоченных мужчин.

Героиня «Ангела мщения» действительно выглядит именно ангелом, оберегающим девушек от дальнейших изнасилований. Абель Феррара отлично показывает переживания героини и её изменившийся мир, в котором даже взгляд в зеркало на своё обнажённое тело может вызвать нежелательные флешбэки, а прикосновения любого мужчины становятся поводом для очередного приступа ярости. Режиссёр картины — мужчина, но ему удалось передать ту боль, через которую проходят женщины, пережившие сексуальное насилие. Зои Ланд не приходится обнажаться на камеру, зато актриса успешно передаёт нарастающее и закономерное безумие Таны. Красивая финальная фраза, вкупе с поступком героини, становится важным идейным завершением картины — становится понятно, что девушка не убивает из слепой злости, а действительно мстит тем, кого принято называть сильными.


«Леденец» / Hard Candy (2005)
Реж: Дэвид Слэйд

Спорная картина Дэвида Слэйда заставляет задуматься и отлично работает с передачей эмоций через съёмку и монтаж. Плавные движения камеры наполнены тёплым светом, а крупные планы передают нежность и влечение героев. В любой момент история может стать мелодрамой, но быстро обстановка накаляется, и в дело вступают резкий монтаж и трясущаяся камера. Солнечно-жёлтые оттенки переходят в холодный синий цвет стен, и даже красные вставки теперь мрачно символизируют кровь и страдания персонажа Патрика Уилсона.

Даже 14-летние девочки (Эллен Пейдж) могут взять дело в свои руки, ослабив бдительность педофила, запавшего на самостоятельно идущую к нему в руки нимфетку, жаждущую внимания, чтобы использовать его в свою пользу и отомстить за всех юных красавиц, появлявшихся в сводках новостей. Так ситуация переворачивается с ног на голову, и волк становится жертвой, а красная шапочка оскаливает свои зубы, чтобы сожрать и злодея.


«Тело Дженнифер» / Jennifer’s Body (2009)
Реж: Карин Кусама

Дженнифер (Меган Фокс) — красивая чирлидерша, которая вместе со своей лучшей подругой Ниди (Аманда Сайфред) идёт на концерт рок-группы. Девушкам не везёт, и этот вечер заканчивается печально для Дженнифер — музыканты приносят её в жертву Сатане, но ритуал идёт не по плану, и девушка оказывается одержима демоном. К доминирующему и манипулятивному характеру добавляется ещё одна черта — беспощадное поедание парней.

«Тело Дженнифер» — это история, рассказанная с женской точки зрения. Возмездие главной героини парням — своего рода ответ на мир, в котором она живёт; мир, ориентированный на мужчин; это её способ утвердить свою силу и доминирование как женщины. «Тело Дженнифер» показывает, как общество относится к женщинам, к их телу, как гиперсексуализирует их, объективирует и эксплуатирует. Фильм высмеивает одержимость женской девственностью и концепцию того, что женщина должна быть чистой и невинной, потому как именно сексуальность Дженнифер спасает её от смерти и наделяет силой.


«Американская Мэри» / American Mary (2012)
Реж: Джен Соска, Сильвия Соска

Подающая надежды студентка медицинского университета Мэри (Кэтрин Изабель) мечтает о карьере хирурга. Однако её планы рушатся после того, как Мэри становится жертвой учителя. Тогда девушка вооружается хирургическими инструментами и принимается мстить, одновременно становясь знаменитостью в мире нелегальных экстремальных модификаций тела.

Мэри — травмированный человек, которому через многое приходится пройти. Она теряет свою мечту, но обретает новый смысл и становится признанным мастером своего дела. Месть, которую в конечном итоге осуществляет героиня, приносит ей удовлетворение и помогает двигаться вперед. Проводя операции над своим обидчиком, она возвращает себе силу, которую тот когда-то отнял. Мэри — не просто жертва, пережившая насилие и живущая в женоненавистнических стандартах. Она берёт власть в свои руки и становится главным страхом мужчин — бесстрашной, разгневанной и сильной женщиной.


«Выжившая» / Revenge (2017)
Реж: Корали Фаржа

Яркая и задорная молодая девушка Дженнифер (Матильда Лутс) приезжает в отпуск со своим парнем, но уединённый отдых быстро омрачают озабоченные друзья мужчины. Веселье и откровенные танцы стремительно сменяются насилием сексуальным и физическим, а охота превращается в погоню за сбежавшей кокеткой, которая теперь готова дать отпор обидчикам и залатать себя с помощью бутылки пива.

Корали Фаржа иллюстрирует вменяемую женщинам провокационность, искусно подчёркивая заигрывание с героями не в поисках приключений, но из-за весёлого нрава и наивности. Как и в будущей прогремевшей «Субстанции», постановщице удаётся передать контрасты настроения и вызвать отвращение к мужчинам через стиль съёмки. Картина отлично показывает, как наивная улыбка превращается в грубый взгляд хищницы, готовой уничтожить тех, кто сначала надругался над ней, а потом задумал безнаказанно избавиться от улик.


«Магистр изящных искусств» / M. F. A. (2017)
Реж: Наталия Лейте

Студентка школы изящных искусств ищет свой стиль работы и параллельно западает на одногруппника. Когда она приходит к нему на вечеринку, становится понятно, что там, где она искала отношений, нашёлся скорее её голос в искусстве. Мужчина насилует Ноэлль (Франческа Иствуд), даже не осознав своих действий. А девушка берёт в руки не только краски, но и орудия мести.

Наталия Лейте отлично демонстрирует повседневность разговоров об изнасиловании в кружке женского студенческого сообщества — именно там героиня понимает, что общество так и оставит совершённые преступления в тёмной кладовке, осуждая не преступников и общество, а потерпевших. Слепая самоуверенность грубого красавчика не позволяет ему услышать девушку, а потом и осознать преступные действия. После несчастного случая храброй Ноэлль никто не верит, и ей ничего не остаётся как вершить собственный суд над теми, кто когда-то надругался над другими жертвами. И тогда она берёт молоток правосудия в свои руки, в ярости забывая, что может ранить чувства других пострадавших — тех, кто ей дорог и близок. Параллельно она находит и свой голос в искусстве. Но за любые преступления приходится платить, и Ноэлль принимает это.


«Я иду искать» / Ready or not (2019)
Реж: Тайлер Джиллетт, Мэттью Беттинелли

Первая брачная ночь Грейс (Самара Уивинг) идёт не по плану — семья мужа заставляет девушку сыграть в игру, которую выберет странная коробка. Новоиспечённая жена вытягивает игру в прятки и становится главной мишенью всех членов семьи. Теперь её основная задача — дожить до рассвета и не умереть.

Злость нарастает внутри Грейс по мере того, как развиваются события охоты на неё. В конце концов героине удаётся взять ситуацию в свои руки и дать жёсткий отпор обидчикам. Белое свадебное платье постепенно становится грязным, оборванным и окровавленным. Такие же метаморфозы происходят и с её душевным состоянием, неминуемо вырастающим в неконтролируемую ярость в борьбе за свою жизнь.


«Девушка, подающая надежды» / Promising Young Woman (2020)
Реж: Эмеральд Феннелл

Как правило, жертвами насилия становятся не только те, кто претерпел прямую физическую расправу, но и те, кто лишились близких людей. Кэсси (Кэрри Маллиган) потеряла лучшую подругу и теперь каждый вечер отправляется в бар, чтобы научить уму разуму очередного похотливого мужчину, решившего воспользоваться беспомощностью девушки.

Гнев Кассандры разворачивается на поле триллера. Её расправы не кровавые, а все причастные получают возможность искупить свою вину или угрозу потерять всё. Кто-то все эти годы живёт с виной, кто-то даже спустя столько лет отказывается понимать, что совершил ошибку, не поверив кричащей о преступлении девушки. А Кэсси в итоге осознаёт, что сама уже мертва, а мир вокруг неё насквозь пропитан несправедливостью и болью. И её не останавливает ничто. Даже собственная смерть.


«Пэрл» / Pearl (2022)
Реж: Тай Уэст

Молодая девушка по имени Пэрл (Миа Гот) живёт на ферме вместе с родителями, ждёт с войны мужа и мечтает стать актрисой. Все стремления и надежды, все попытки обустроить жизнь и добиться успеха рушатся. Девушка хочет сбежать из этого скучного рутинного мира, подальше от фермы и родителей, хочет избавиться от одиночества и отсутствия любви и блистать на сцене. Но её ждет разочарование.

Тогда Пэрл теряет самообладание и перестает сдерживать себя. Вся обида и злость, которые она копила в себе, выплёскиваются на окружающих — и это не просто слёзы и крики. Пэрл начинает безжалостно убивать, и это становится её единственной возможностью выразить своё несогласие с действительностью и дать отпор несправедливой реальности. Неконтролируемая ярость — всё, что остаётся у Пэрл, и она обязательно этим воспользуется.


Читайте также:

Рецензия на фильм «Выжившая»
Рецензия на фильм «Девушка подающая надежды»
Рецензия на фильм «Я иду искать»
Рецензия на фильм «Пэрл»
Эволюция образа женщины в хоррорах
10 хорроров и триллеров, снятых женщинами
Ещё семь фильмов снятых женщинами
6 хорроров с самыми интересными героинями

…и слушайте также:

Обсуждение фильма «Я иду искать» в подкасте RussoRosso

Share on VK

Авторы:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


ПИТЕР ПЭН. КОШМАР В НЕТЛАНДИИ
WordPress: 12.32MB | MySQL:130 | 1,381sec