Я иду искать (2019) - Самара Уивинг

«Я иду искать»: Падение дома Ле Домасов

В российский прокат выходит комедийный хоррор «Я иду искать», который уже неделю идет в США и успел собрать много положительных отзывов от критиков и зрителей. В этот раз мы разделяем американские восторги.


«Я иду искать» / Ready or Not (2019)

Режиссеры: Мэттью Беттинелли, Тайлер Джиллетт
Сценаристы: Гай Бусик, Райан Мёрфи
Оператор: Бретт Юткевич
Продюсеры: Брэдли Дж. Фишер, Уильям Шерак, Джеймс Вандербилт и другие
Дистрибьютор в России: Fox (в прокате с 29 августа)


Небогатая девушка Грейс жила в приемных семьях, а теперь выходит за магната Алекса Ле Домаса, род которого сколотил состояние на настольных играх. Чванливое семейство выбор сына, разумеется, не одобряет, но смиряется в ожидании обряда инициации. Причудливый свадебный ритуал, как и следовало ожидать, напрямую связан с фамильными интересами: новый член семьи должен вытянуть карту с названием игры и посоревноваться с домочадцами. Грейс везет меньше предшественников: вместо шахмат или шашек ей выпадают прятки. Пока девушка, убежденная в безобидности затеи, ищет убежище, все Ле Домасы (кроме Алекса) вооружаются до зубов и выходят на охоту. Они верят, что если не принесут невесту в жертву, то весь род настигнет жестокая кара, так что Грейс должна быть поймана до рассвета, чего бы это ни стоило.

Я иду искать (2019)

Режиссеры Мэттью Беттинелли и Тайлер Джиллетт начинали с короткометражек, снятых под эгидой объединения Chad, Matt & Rob (позже название изменили на Radio Silence Productions). Творческая группа занималась юмористическими скетчами и экспериментировала с форматом мокьюментари, а в 2012 году сняла для хоррор-альманаха «З/Л/О» новеллу о друзьях, которые в ночь на Хэллоуин забредают в дом, где свершается сатанинский обряд. Неудивительно, что для полнометражного дебюта — «Пришествие дьявола» (2014) — друзья-режиссеры выбрали формат, в котором преуспели больше всего. И хотя этот фильм был менее оригинален, чем предыдущие работы Беттинеллии и Джиллетта, а критики со зрителями его невзлюбили, он удачно сочетал тропы классического хоррора и современную игру с формой.

В «Я иду искать» Беттинелли и Джиллетт выдают все, чему научились: фильм выглядит как гибрид раннего безудержного веселья и поздних исканий в семейной проблематике. Очевидно сходство с типажами «Пришествия дьявола»: как и Саманта, Грейс ожидает от грядущей свадьбы посвящения в семью, она хочет восполнить недостаток родительской заботы и ощутить себя защищенной в новой общине. Также в «Я иду искать» есть простор и для феминистской оптики (борьба Грейс за свою независимость в консервативном обществе), и для разоблачений строгих семейных традиций (Ле Домасы выглядят как фанатики, которые слепо верят в то, что несоблюдение ритуала приведет к смерти). Другой вопрос, идет ли все это фильму на пользу.

Я иду искать (2019)

Формально это кино, конечно, вполне открыто для трактовок. Вот только разнузданная комедийная подача делает поиски смыслов как минимум необязательными. Фильм с таким концептом, как у «Я иду искать», легко мог бы быть трэш-сплэттером, но для такого шутки здесь слишком хороши, а жанровые сцены подозрительно изобретательны. И даже когда Беттинелли и Джиллетт уходят в кэмповую эстетику, это не выглядит как вторичная вульгаризация.

Прежде всего, концепт вытягивает обилие абсурдных членов семьи: неуклюжие домохозяйки, наркоманы, стервы, алкоголики. Большинство из них — полные чайники, которые гуглят, как пользоваться арбалетом, или стреляют наугад. Антагонисты постоянно ерничают, шутят про родственников и устраивают перепалки похлеще тех, что встречаются на пьяных российских свадьбах. Черная комедия достигает пика, когда вся эта непрофессиональная свора сталкивается с Грейс. По канонам «Убойных каникул» (2010) убийцы успешнее истребляют служанок и дворецких, чем ловят изнемогающую невестку. И хотя жестокости и эксплуатационных моментов тут меньше, чем позволяет история, все маломальские элементы насилия, аккуратно снятые под самыми безобидными ракурсами, все-таки дарят уйму эмоций. Главным образом потому что вытекают из дурацких поступков неподготовленных злодеев.

Я иду искать (2019) - Самара Уивинг

Однако нельзя сказать, что насилия в фильме стыдятся. Скорее оставляют все самое интересное напоследок. Довольствуясь поначалу закадровыми отрубаниями голов, ближе к середине фильм смакует вкус крови и разгоняется до уровня эталонного слэшера вроде «Джейсона Х» (2001). Например, героиня будет вынуждена висеть на краю глубокого колодца, насадив свою продырявленную кисть на торчащий гвоздь. Можно было бы ожидать, что, подобно главному герою «Няньки» (2017), Грейс начнет методично устранять агрессоров (забавно, что главная актриса «Я иду искать» Самара Уивинг в «Няньке» играла как раз антагонистку), но здесь этого мало.

Без Уивинг драйва и фарса в «Я иду искать» могло бы вообще не быть, и ее игра — чуть ли не ключевой аргумент за просмотр этого кино. Актриса сильно переигрывает: пучит глаза, неестественно смеется и театрально кричит. Ее эмоции жутко гипертрофированы, но под стать гротеску фильма. Лучшего портрета последней девушки и не придумаешь: насколько яркая карикатурная жертва в начале, настолько же и обезумевший озлобленный мститель в конце. Сумасшедшая энергетика персонажа добавляет китчевости: зритель вроде бы должен осознавать, что все наигранно, но в то же время невероятно натуралистично.

я иду искать 2019

Беттинелли и Джиллетт, кажется, и не пытались сделать эту историю чем-то большим, нежели комедийный слэшер. Этого, впрочем, жанру в последние годы и не хватает — хлесткой, но не морализаторской («Счастливого нового дня смерти», 2019) интонации в игре с канонами без трехэтажного постмодернизма («Последние девушки», 2015). Едва ли «Я иду искать» претендует на новаторство, но в нынешней обстановке воспринимается как свежее, максимально непосредственное и самостоятельное кино, которое просто хочет от души оторваться вместе со зрителем. А заодно лишний раз оторвать кому-нибудь голову.

я иду искать 2019 постер

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
WordPress: 12.29MB | MySQL:196 | 0,370sec