Ситжес-2019: Обзор жанровых новинок фестиваля
В октябре прошел 52-й международный кинофестиваль в Ситжесе. Главную награду и приз зрительских симпатий получил дебютный фильм баскского режиссера Гальдера Гастелу-Уррутии «Платформа». О картине, приобретенной Netflix, а также ряде других фильмов лайнапа мы уже писали в обзоре жанровых премьер из Торонто. Теперь рассказываем про новинки главного хоррор-фестиваля Европы.
«Обожание» / Adoration
(реж. Фабрис Дю Вельц)
Новый фильм Фабриса Дю Вельца, завершающий его Арденнскую трилогию («Мучение» (2004), «Аллилуйя», 2014). После двух чисто жанровых работ — полицейского триллера «Кольт 45» (2014) и блэксплотейшна «Послание от Кинга» (2016) — режиссер возвращается к теме патологической любви. Подросток, живущий с матерью при психиатрической лечебнице, и пациентка со склонностью к насилию сбегают от взрослых и сплавляются по реке в ад. История ведущей к безумию привязанности наверняка придется по душе поклонникам предыдущих работ Дю Вельца, а также всем ценителям актера Бенуа Пульворда, появляющегося в небольшой, но запоминающейся роли. В Ситжесе «Обожание» получило несколько наград, среди которых «Приз жюри» и «Лучшая операторская работа».
«Веротика» / Verotika
(реж. Гленн Данциг)
Дебют Гленна Данцига, вокалиста Misfits и Danzig, снятый им по собственным комиксам для взрослых. Пожалуй, самый смешной фильм этого года, который лучше всего смотреть в полном зале и/или основательно нагрузившись пивом. Кино сделано из трех трэшевых историй: про паука-альбиноса, сотворенного из слез глазастых сисек, про обезображенную стриптизершу, вырезающую лица для коллекции, и про жестокую правительницу а-ля Батори, любящую ванны из крови девственниц (актриса полчаса обмазывается красной жидкостью, больше в новелле ничего не происходит). Актерская игра уровня «Томми Вайсо боженька», все так плохо, что очень смешно, — идеальный выбор для полуночного сеанса.
Вряд ли Данциг сознательно задумывал фильм таким (скорее наоборот), но повеселить народ у него получилось на славу.
«Код 8» / Code 8
(реж. Джефф Чан)
Канадская инди-фантастика, родившаяся из одноименной короткометражки, на полный метр собирали всем миром через Indiegogo. В будущем у отдельных людей появились сверхспособности, но из-за почти целиком автоматизированного труда их обладатели не могут найти нормальную работу. Многие сверхлюди начинают заниматься криминалом, связанным с наркотиком (он же — валюта), который добывают из спинного мозга. «Код 8» — типичный криминальный фильм про ограбление, к которому прикрутили хай-концепт и добавили фантастический антураж. Кино выйдет в ограниченный прокат США, а на VOD появится 13 декабря.
«Лес любви» / Forest of Love
(реж. Сион Соно)
Новая 2,5-часовая картина Сиона Соно, пережившего в этом году сердечный приступ, который, похоже, никак не отразился на работоспособности режиссера. Как написано в титрах, «Лес любви» основан на реальной истории серии убийств. Компания приятелей снимает любительский фильм и попадает под влияние душного ловеласа-мошенника. На фестивале в Ситжесе зрители валили с фильма пачками: сюжет и мотивации героев скачут в безумной пляске, а Соно бесстыдно занимается самоцитированием (многие вспомнят и «Клуб самоубийц» (2001) и «Холодную рыбу», 2010). В финале поклонники gore будет вознаграждены, вот только до него нужно дожить — смотреть «Лес любви» довольно утомительно. Впрочем, фильм уже доступен на Netflix, так что можете попытаться.
«Во всеоружии» / Guns Akimbo
(реж. Джейсон Ли Хауден)
Одна из самых коммерческих премьер фестиваля, потенциальный кассовый хит прямиком с фестиваля в Торонто. Майлз (Дэниел Рэдклифф) — мало чем интересный разработчик мобильной игры для детишек, а на досуге — интернет-тролль, следящий за популярным в сети реалити-шутером, где люди мочат друг друга насмерть. После очередного злобного коммента в дверь Майлза стучат, и он просыпается с крепко-накрепко прикрученными к рукам пистолетами. Теперь герою нужно за сутки убить лидера игры — невероятно крутую Никс (Самара Уивинг). У режиссера «Смертельного оргазма» (2015) Джейсона Ли Хаудена получился очень бодрый экшн, который можно сравнить с «Адреналином» (2006), «Хардкором» (2016) или «Апгрейдом» (2018), а Рэдклифф в очередной раз показал, что вписывается в оригинальные проекты (не забываем «Человек — швейцарский нож», 2016).
«Дикий сеанс» / Sesion salvaje
(реж. Пако Лимон и Хулио Сизар Санчес)
Замечательная документалка об истории испанского жанрового кино и эксплотейшн-фильмов. Современные режиссеры вроде Алекса де ла Иглесии и Начо Вигалондо, а также популярные в прошлом актеры рассуждают о том, как в их стране зародился жанр, о цензуре в эпоху диктатуры Франко и о знаковых фильмах (особо будут рады любители «Поезда страха» (1972) и «Кто может убить ребенка?», 1976). Если вам что-то говорят имена Хорхе Грау, Эухенио Мартина, Амандо де Оссорио, Нарсисо Ибаньеса Серрадора и Хесуса Франко, то смотреть фильм нужно в обязательном порядке. К тому же здесь можно узнать про несколько неизвестных, но интересных картин: например, о культовом в Испании хорроре «Исступление» (1979).
«Ашура» / Achoura
(реж. Талал Селхами)
25 лет назад несколько ребят видели, как их друга похитил старик, который управляет пожирающим детей демоном. Теперь компания снова сталкивается со страшным монстром. Франко-марокканский хоррор-привет «Оно» Кинга местами выглядит любопытно, но не более того: несмотря на неплохой дизайн монстра, фильм режиссерски слаб, а игра актеров заставляет желать лучшего. По качеству исполнения картина во многом напоминает современные российские хорроры, и смотреть ее стоит разве что для расширения кругозора.
Читайте также:
Обзор 52-го фестиваля в Ситжесе и топ-5 хорроров («Зона Ужасов»)