«Айта»: нападение на якутский участок
«Айта» Степана Бурнашева, одного из главных режиссёров якутского кино, — работа гипнотическая, соединяющая в себе несколько жанров, среди которых на первый план выходят социальная драма, боевик и триллер, а в сердце сюжета и вовсе скрыта история любви. Каждый зритель находит в фильме свою тему. Артём Петров сравнивает якутский проект с лентой Карпентера и делится своими впечатлениями от этой многогранной картины.
«Айта» (2023)
Режиссёр: Степан Бурнашев
Сценарий: Степан Бурнашев, Светлана Таайко
Оператор: Данила Горюнков
Продюсер: Степан Бурнашев
Небольшая якутская деревня. Девушка Айта совершает самоубийство после того, как полицейские задержали ее в компании пьяных друзей. В предсмертной записке она обвиняет некоего Афоню. Под подозрение сразу же попадает сотрудник правоохранительных органов Афанасьев. Следователь Николай немедленно берёт его под стражу, однако местных жителей, и в частности, отца погибшей Айаала, данная ситуация не устраивает. Они опасаются, что коррумпированная система не позволит преступнику оказаться за решеткой и потому хотят устроить свой суд.
Несмотря на то, что фильмография Степана Бурнашева содержит картины различных жанровых направлений, его можно назвать одним из ярчайших представителей якутского хоррора, в частности благодаря антологии «Хара дьай» и зомби-муви «Республика Z». Свою новую работу «Айта» режиссёр позиционирует как социальную драму, в которой затрагиваются очень важные жизненные аспекты, вроде отношений отцов и детей или национальных конфликтов. При этом картину можно рассматривать и как триллер.
Завязка фильма практически не предполагает саспенса. В этом моменте Степан поднимает социальные аспекты фильма, подчеркивая депрессивное состояние непрекращающимся проливным дождём (кроме того это оказывает очень важное влияние на дальнейшие сюжетные события), но со смертью девушки становится ясно, что конфликта избежать не удастся.
Кольцо вокруг Афанасьева начинает сжиматься. Убитый горем отец жаждет крови человека, лишившего его смысла жизни. И даже сотрудники правоохранительных органов не являются преградой на пути мести. В свою же очередь полицейские не доверяют бывшему коллеге. В отличие от большинства картин, «Айта» не пытается выставить сотрудников правоохранительных органов в каком-то определенном свете. Это обычные люди, у которых есть семьи, а потому они прекрасно понимают желание линчевателей. Отличает их лишь чувство долга перед законом. Именно оно не позволяет им присоединиться к расправе. Но надолго ли им удастся сохранить свои убеждения, особенно когда угроза жизни неминуема?
Важно понимать, что авторы «Айты» не заставляют зрителя вставать на чью-либо сторону. Это же касается и главного подозреваемого. Данный аспект отлично себя проявит в кульминационном моменте фильма… осаде отделения полиции. Короткая, но зрелищная сцена, показывающая все технические возможности фильма. В такой момент на ум приходит сравнение с криминальным триллером Джона Карпентера «Нападение на 13-й участок». Только здесь ситуация ещё более напряжённая: деления на хороших и плохих нет, победа одной стороны в любом случае будет означать поражение для обеих.
Спорное решение сменить жанровую составляющую в финале уносит в небытие старательно выстроенное напряжение. Таким образом финал может смазать впечатление от просмотра. Однако одно неоднозначное решение не может перечеркнуть все достоинства «Айты» в качестве триллера. Многие любители жанра найдут в этой картине много интересного для себя.