«Алиса в стране кошмаров»: терапия для взрослых
Мы уже видели осатаневших Винни-Пуха и Гринча и потерявших контроль ленивца и медведя. Настала очередь ещё одной классической истории из детства наполниться страхом. В прокат вышла картина «Алиса в стране кошмаров». Геннадий Гусев рассказывает, какими стали приключения Алисы в видении Ричарда Джона Тейлора.
«Алиса в стране кошмаров» / Alice in Terrorland (2023)
Режиссер: Ричард Джон Тейлор
Сценарий: Ричард Джон Тейлор
Оператор: Гарри Тали Корд
Продюсеры: Ричард Джон Тейлор, Артур Лесли Литтон, Беккетт Чарли Литтон, Джуд Уилльям Литтон, Джереми Ротуэлл, Мэй Монтейру
Картина молодого британского режиссёра Ричарда Джона Тейлора «Алиса в стране кошмаров» — мрачная версия небезызвестной сказки Льюиса Кэрролла. Абсурдистская часть в фильме сведена к минимуму, юмористическая тональность заменена на атмосферу всё разрастающегося ужаса, но общая идея не сильно отличается от заложенных в оригинал смыслов. Работа Тейлора посвящена темам самопознания и необратимости времени. Также она показывает, что эскапизм — не способ решения проблем.
Потеряв в страшном пожаре своих родителей, Алиса оказывается в доме своей бабушки. Особняк носит необычное название «Страна чудес», но отнюдь не выглядит приветливым местом. Странности начинаются, когда Алиса заболевает, погружаясь в горячечный, полный ужасных образов сон. Или это и не сон вовсе?
«Алиса в стране кошмаров» — лента малобюджетная. Это чувствуется прежде всего по визуалу. Но отсутствие дорогих спецэффектов как нельзя кстати идёт этой примечательной фэнтезийной постановке. Тейлор концентрируется на создании саспенса при помощи звуков и музыки, обилия крупных планов, уместной замедленной съёмки, вкрадчивой актёрской игры и нечастых, но работающих на полную скримеров. Несмотря на гнетущую атмосферу, в постановке нет ни крови, ни насилия. Всё самое страшное остаётся за кадром, оно — в сбивчивых мыслях, пугающих снах и завораживающих видениях.
С самого начала не покидает ощущение, что происходящие с Алисой злоключения как-то связаны с её прошлым. Возможно, девушке нужно искупить грехи или открыть для себя новые истины. Чем дальше развиваются события, тем более запутанной оказывается вроде бы предельно понятная история.
Картина похожа на детектив. С той лишь разницей, что вместо мудрого сыщика мы наблюдаем за действиями испуганной и находящейся в прострации после трагедии с родителями героиней. Она, как и кэрролловская Алиса, открывает для себя необычный фантасмагорический мир, место чудес в котором, однако, занимают самые настоящие кошмары.
Лента оригинальным образом интерпретирует не только сюжет классической сказки Кэрролла, но и обращается к её продолжению, «Алисе в Зазеркалье». Интересно и то, что творение английского писателя упоминается в фильме, добавляя в него интроспективную составляющую. В истории к тому же появляются все хорошо знакомые персонажи: Червонная Королева, Белый Кролик, Чеширский Кот, Гусеница, Морж, Труляля и Траляля, а также Безумный Шляпник. В роли последнего особенно выразителен Джон-Пол Гейтс.
«Алиса в стране кошмаров» — герметичный триллер. Место действия ограничено домом бабушки протагонистки и прилежащими к нему территориями, а львиная доля экранного времени посвящена диалоговым сценам. Темпоритм временами сбивается, и кажется, что фильму немного не достаёт сцен действия.
Через череду замысловатых образов мы проходим увлекательный путь вместе с Алисой, сопереживая боли и утрате девушки. Справиться с невыносимыми страданиями ей помогают знакомые каждому волшебные существа. «Алиса в стране кошмаров» уже не история для детей. Фильм Тейлора — терапия для взрослых. Финальный твист не выглядит оригинальным, но даже он не сильно портит впечатление от этой необычной версии знаменитого произведения Льюиса Кэрролла.