«Все оттенки джалло»: секс, кровь и черные кружева в истории итальянского кино
Однажды Фабио Мелелли решил поговорить со всеми звёздами джалло о том, что же это такое было в семидесятые-восьмидесятые, а Федерико Каддео эти разговоры собрал воедино и сделал из них документальный фильм. Ольга Шредер его посмотрела, и теперь, по просьбе RussoRosso, делится с нами своими впечатлениями и размышлениями об увиденном.
«Все оттенки джалло» / All the Colors of Giallo (2019)
Режиссер: Федерико Каддео
Оператор: Эдоардо де Феччи
Продюсер: Федерико Каддео
Маньяки в черных перчатках и бледные мертвые манекенщицы. Бирюзовые стены, лиловые потолки, литры фальшивой лаковой крови с эффектным оттенком. Джалло – самый изящный и самый садистский поджанр хоррора старой школы, и по сей день обожаемый фанатами ужасов.
В документальном фильме Фредерико Каддео «Все оттенки джалло» историк кино Фабио Мелелли обозревает расцвет итальянского поджанра вместе с людьми, благодаря которым джалло-фильмы стали такими, какими мы их помним: жестокими, сексуальными и стильными.
Джалло появился в Италии 60-х как прекрасное детище немецких криминальных фильмов (Krimi) и итальянской серии детективных романов в желтой обложке Il Giallo Mondadori, публикуемой с 1929 года. Сюжет типичного джалло старается заинтриговать зрителя и заставить его решить головоломку, кто же стоит за изощренными убийствами, пока главный герой страдает от амнезии, помешательства или воспаления любопытства. Джалло также часто называют предвестником слэшера, для него точно так же характерны долгие сцены насилия и элементы психологического ужаса.
В 2018 году Фредерико Каддео и Эдоардо де Феччи выпустили с десяток короткометражных документалок о режиссерах и актерах итальянских хорроров, в том числе об Умберто Ленци, скончавшемся в 2017 году (например, The Outlaw, Rendezvous in Giallo, Welcome to the Jungle). Во «Всех оттенках джалло» Каддео использовал кадры хроники с Умберто Ленци и Лучио Фульчи и таким образом собрал в фильме мнения практически всех известных режиссеров, чьи ленты признаны каноном.
«Все оттенки джалло» состоит из множества интервью, в которых создатели джалло-фильмов рассказывают о начале своей карьеры, о кинопроизводстве и о том, как их работы, на тот момент непривычные, шокировали зрителей. В фильме приняли участие режиссеры Ламберто Бава (сын Марио Бавы), Дарио Ардженто и Серджо Мартино, сценарист Эрнесто Гастальди («Плеть и тело», «Торсо»), актрисы Дария Николоди («Кроваво-красное», «Инферно») и Эдвиж Фенек («Странный порок госпожи Уорд», «Все оттенки тьмы») и другие важные для истории джалло личности, подарившие кинозрителям того времени самые роскошные ночные кошмары.
Режиссеры джалло-фильмов известны своей любовью к визуальным экспериментам и поискам эстетики насильственной смерти. В работах Марио Бавы, режиссера, оператора и мастера спецэффектов, считающегося основателем жанра, визуальные средства повествования занимали важнейшее место. Как и Бава, Дарио Ардженто тоже часто использовал неестественные источники освещения, причудливые ракурсы и по-фетишистски крупные планы глаз, рук душителя или окровавленных ножей.
Джалло создавали в первую очередь художники, поэтому логика происходящего иногда уступала зрелищности и эстетизму. Однако за внешней красочностью и некоторой наивностью поджанра стоят отточенные механизмы манипуляции вниманием и настроением зрителя. Хороший джалло-фильм удерживает аудиторию не только картинкой, но также запутанной историей, в которой любой герой может оказаться кровожадным психопатом.
«Все оттенки джалло» предельно насыщены информацией, но при этом довольно сухи и напоминают киноведческую лекцию с приглашенными гостями, пусть и самыми яркими из возможных. Легендарные имена и культовые названия могут быть интересны как осваивающим «новые территории» любителям ужасов, так и матерым фанатам, способным различать режиссеров по первым кадрам их работ. Впрочем, последних скорее заинтересует полный сборник на Blu-ray от кинокомпании Severin Films, на первом из трех дисков, помимо документального фильма Каддео, находится солянка трейлеров джалло продолжительностью в четыре часа (да, эта идея звучит настолько же притягательно, насколько и тревожно).
Сегодня джалло-фильмы активно цитируются, пусть и с переменным успехом. Например, языком джалло пользуются режиссеры Питер Стрикленд («Герцог Бургундии», «Маленькое красное платье»), братья Онетти («Абракадабра»), Панос Косматос («По ту сторону черной радуги», «Мэнди»). Элементы джалло пародируются в «Монтажере» (2016) коллектива Astron-6 и в метаироничной «Ведьме любви» (2016) Анны Биллер.
Джалло – яркий пример того, как ретро-эстетика и специфичные художественные методы могут оставаться актуальными и использоваться в кино даже спустя полвека. «Все оттенки джалло» Каддео дает возможность понять и проанализировать, как работали итальянские криминальные триллеры и почему некоторые современные фильмы похожи на психоз миланского модельера.