«Астрал. Медиум»: чисто ирландское убийство
28 ноября в прокат выйдет ирландский мистический хоррор «Астрал. Медиум» (Oddity). Российская премьера прошла на фестивале «НСТ Хоррор Фест» в Москве, а ранее картина покорила киносмотры по всему миру. На поиски убийцы сестры в ирландскую деревню отправляется слепая медиум. Как фильм переосмысляет троп о проклятом доме и раскрывает семейные тайны, рассказывает Максим Ершов.
«Астрал. Медиум» / Oddity (2024)
Режиссёр: Дэмиэн Маккарти
Сценарий: Дэмиэн Маккарти
Оператор: Колм Хоган
Продюсеры: Кэти Холли, Ивэн Хоран, Метте-Мари Конгсвед, Лаура Танстол и др.
Дани (Кэролин Брэкен) боится оставаться одна в огромном старом доме в ирландской глуши. Особенно страшно ночью, когда муж-врач Тед (Гвилим Ли) уходит на смену в расположенную неподалёку психиатрическую больницу. Когда Дани жестоко убивают, главным подозреваемым становится пациент лечебницы (Тайг Мёрфи). Вскоре и его находят мёртвым. Год спустя Тед живёт в том же злополучном доме с новой пассией Яной (Кэролайн Ментон). Сюда приезжает сестра погибшей Дани, слепая медиум Дарси (снова Кэролин Брэкен). Стоит экстрасенсу прикоснуться к личному предмету, как она видит прошлое его обладателя. Для расследования убийства сестры Дарси приберегает особое оружие — полноростовой деревянный манекен с перекошенным лицом. И Яну, и Теда он, разумеется, ни на шутку пугает.
«Астрал. Медиум» — второй полный метр Дэмиэна Маккарти после вышедшего четырьмя годами ранее «Предостережения». Оба фильма режиссёр снимал в старинном Бантри-Хаусе, которым владеет семья друга постановщика. «Астрал. Медиум» — один из самых громких и титулованных авторских хорроров года. Сначала фильм завоевал приз зрительских симпатий в программе Midnighters техасского фестиваля SXSW, а потом был показан на престижных киносмотрах в Пучхоне, Нёвшателе, Ситжесе и Лиссабоне. И везде ирландская картина получала награды.
Фильм Маккарти заигрывает сразу с несколькими жанрами, не только киношными. Интересно, что режиссёр не даёт зрителям никаких подсказок и оставляет возможными все варианты развития событий, отсюда и рождается напряжение. Молодая женщина убита в старом доме, а муж вскоре находит новую любовь — сюжет, взятый из готического романа или новостной криминальной сводки XIX века. Но есть в фильме место и семейной драме о переживании утраты, и детективу о поиске убийцы, и оккультному хоррору с медиумом, манекеном и видениями.
Может быть, в мрачном каменном особняке и правда есть призраки. Умершая Дани точно не чувствовала себя здесь в безопасности: оставаясь дома одна, она по-детски ночевала в палатке посреди гостиной и ставила на камере режим серийной съёмки. Что на самом деле пугало хозяйку? Злые духи проклятого места или же гуляющие на свободе безумцы? Расположенная неподалёку психиатрическая больница заставляет опасаться сбежавших пациентов. Фактически на экране мы видим всего две локации — каменное здание и психушку, и обе представляют потенциальную опасность.
В «Астрале. Медиуме» зритель не знает, кому доверять и от кого ждать угрозу. Однажды ночью в дверь Дани постучались, утром хозяйку нашли изрубленной на части. Ошибку жертвы больше никто из обитателей дома не повторит. Главная героиня сменяется довольно скоро, но Дани возвращается во флешбэках. Сначала аудитория наблюдает за одной сестрой, потом за другой. Благодаря экстрасенсорным талантам Дарси между родственницами создаётся невидимая связь. Более того — двух сестёр играет одна актриса.
Подозрительно выглядит и слишком быстро переживший горе супруг, и слепая медиум со странными артефактами, и потенциальные незваные гости. Но, поскольку режиссёр запирает зрителей вместе с персонажами в интерьерах, понятно, что ответы спрятаны где-то внутри. Разве что новая возлюбленная Теда выглядит случайной жертвой семейных разборок, которой просто стоит поскорее уехать куда подальше.
Хотя Маккарти ловко смешивает несколько жанров, в техническом плане режиссёра трудно назвать революционером. Большая часть страшных событий происходит ночью, в любой момент из темноты может появиться неясный силуэт, а Яна и в реальности, и на старых фотографиях с камеры Дани видит призрак убитой. Мерное повествование слоубёрнера то и дело нарушают скримеры. Их не очень много, но каждый тщательно подготовлен.
У ирландского постановщика получился не самый ровный фильм, и в отдельных эпизодах повествование провисает, но всё равно «Астрал. Медиум» — любопытное упражнение в жанре. Консервативные скримеры вкупе с модным неспешным развитием событий в готическом антураже рождают стойкое тревожное ощущение. Даже самых подготовленных зрителей в нескольких моментах Маккарти точно напугает, так что своё дело режиссёр знает.