«Атлантида»: Море волнуется раз
Бывший адепт «французского экстрима» экранизирует бестселлер про антропоморфных жаб. Провал или удача? RussoRosso отправляется за ответом в далекое плавание.
«Атлантида» / Cold Skin (2017)
Режиссер: Ксавье Жанс
Сценарий: Хесус Олмо, Альберт Санчес Пиньоль
Оператор: Даниэль Араньо
Продюсеры: Марк Альбела, Денис О’Делл, Фредерик Бовис и другие
Дистрибьютор в России: «Экспонента» (в прокате с 30 ноября)
Канун Первой мировой, на стылый одинокий остров поодаль от торговых путей прибывает молодой метеоролог, чтобы в течение года фиксировать характеристики ветров. В одну из первых ночей его жилище не выдерживает атаки агрессивных людей-амфибий, выходящих из воды, поэтому отбивать дальнейшие нападки земноводных приходится из маяка вместе с неприятным смотрителем.
Поскольку помимо башни, метеоролога, смотрителя и — главный сюрприз — ручной амфибии на острове нет вообще ничего и никого, можно себе представить, насколько минималистично выглядит «Атлантида». Маяк, море, море, маяк, общие планы на перебивках повторяются регулярно — чтобы такая картина смогла чем-нибудь увлечь, постановщик, кем бы он ни был, должен показывать все, что умеет, иначе беда. От Ксавье Жанса, прославившегося кровожадной «Границей» (2007) в годы расцвета «французского экстрима», по привычке ожидалось что-нибудь этакое — как будто и не было пару месяцев назад заурядного «Заклятья».
Несмотря на то что от былого Жанса в «Атлантиде» осталось немногое, это все-таки удача. Из экранизаций книжек — а кино прилежно шагает по страницам «Холодной кожи» Альберто Санчеса Пиньоля — то и дело исчезает душа первоисточника, однако французский рулевой постарался сделать так, чтобы фильм лучился мистицизмом. Как только в скучноватые склоки персонажей (одного тянет к добру, другого традиционно — ко злу) включается прирученное морское чудище, ситуация вмиг оживает — появляется нерв, дает о себе знать сексуальный контекст, каждый новый отстрел амфибий начинает выглядеть увлекательнее предыдущего. А так как это происходит более-менее регулярно, то и кино особо нигде не стопорится.
Дружба с непредсказуемым монстром поднимает из памяти «Химеру» (2009) Винченцо Натали, которую сто лет уже никто ниоткуда не поднимал. Противоречивое чувство при встрече с новой формой жизни, когда, с одной стороны, страшно, а с другой — хочется потрогать, воспроизводится в кино реже некуда, так что хотя бы поэтому в адрес «Атлантиды» тянет сказать что-нибудь хорошее. Однако и помимо того кино Жанса смотрится нормально: амфибии штурмуют маяк, ружья стреляют, волны живописно омывают берега — спешите видеть, кинотеатры долго ждать не намерены.