«Товарищ Дракулич»: Кровосос на службе коммунизма
В рамках 7-го фестиваля венгерского кино показывают комедийный хоррор Марка Боджара «Товарищ Дракулич», в котором спецслужбы выслеживают вампира-коммуниста в Будапеште эпохи застоя. О том, насколько хорошо сочетаются разные оттенки красного — читайте в рецензии RussoRosso.
«Товарищ Дракулич» / Drakulics elvtárs (2019)
Режиссер: Марк Боджар
Сценарий: Марк Боджар
Оператор: Даниель Райх
Продюсеры: Аттила Тёжер, Чаба Пек, Эрвин Надь и др.
Венгрия, 1970-е годы. После долгих лет жизни за границей, в страну возвращается Бела Фабиан (Жолт Надь) — участник кубинской революции, друживший с Фиделем Кастро и Че Геварой. Товарищ Фабиан явно не самый ортодоксальный марксист: он водит роскошный кроваво-красный «Мустанг», всегда одет с иголочки, притягивает к себе красивых женщин. Партийные боссы поручают Ласло и Марии (Лили Уолтерс), двум сотрудникам контрразведки, проследить за Фабианом и выяснить, не был ли он завербован врагами коммунизма. Как вскоре выяснится, все несколько сложнее: герой революции — самый настоящий вампир.
«Товарищ Дракулич» вышел в 2019-м и быстро собрал охапку призов на жанровых фестивалях разной степени престижности (в Ситжесе, например, фильм получил награду за лучший сценарий). Это вторая работа Боджара после мистической трагикомедии «Небесная смена», оба его фильма стилистически довольно близки, хотя и не тождественны. «Товарищ Дракулич» — это не столько комедийный хоррор о вампирах, сколько пародия на шпионские фильмы эпохи развитого социализма. При этом Боджар органично соединяет и обыгрывает в фильме как локальные венгерские темы, так и универсальные жанровые клише. Этот сплав местного и международного облегчается за счет прекрасной актерской игры и очевидной «химии» между основными персонажами. При том, что в фильме активно используется жанровая мифология, связанная с вампирами, «Товарищ Дракулич» запоминается не бесконечными гэгами, а ироничными диалогами и отлично проработанным стилем, воссоздающим визуальную эстетику кадаровского социализма. Плакаты с духоподъемными лозунгами о рабочих и крестьянах, красные пионерские галстуки, начальственные «Волги» и портреты Ленина — этот набор образов будет понятен многим зрителям как в Москве, так и в Будапеште.
В отличие от многих хоррор-комедий, «Товарищ Дракулич» в итоге оказывается не просто остроумной игрой с жанровыми шаблонами, и даже не очередной любовной историей о вампире и смертной женщине (хотя без романтики не обойдется), а едкой политической сатирой о чиновниках-геронтократах, вросших в свои кресла, и не желающих уходить. Но смена интонации происходит очень плавно и лишь придает фильму дополнительный смысловой фон, переплетая трагическое и комическое так, как это бывает именно в хорошем венгерском кино.
Посмотреть «Товарища Дракулича» можно будет 28-марта, на закрытии фестиваля венгерского кино Cifra.