«Дневная смена»: Старомодное кино
История об опытном борце с вампирами и его новом напарнике в режиссёрском дебюте Дж.Дж. Перри. Геннадий Гусев рассказывает, почему это кино достойно по крайней мере одного приятного вечера.
«Дневная смена» / Day Shift (2022)
Режиссёр: Дж.Дж. Перри
Сценарий: Шэй Хаттен, Тайлер Тайс
Оператор: Тоби Оливер
Продюсеры: Питер Бакстер, Кори Бадд, Джейми Фокс, Алекс Янг, Датари Тернер, Чарльз Дж.Д. Шлиссел
Джей Джей Перри начал свою карьеру в мире большого кино в 1987 году как каскадёр и мастер боевых искусств. В 1997 году он появился в сиквеле «Смертельной битвы» уже в качестве актёра. С 2006 года американец работает режиссёром второго состава, занимаясь съёмками панорамных сцен и других подобных эпизодов.
Вампирское бадди-муви «Дневная смена» – полноценный режиссёрский дебют кинематографиста. Это история калифорнийского чистильщика бассейнов Бада Яблонски (Джейми Фокс). Его работа – лишь прикрытие. На самом деле мужчина охотится на вампиров. Он зарабатывает деньги, продавая их клыки на подпольном рынке.
Неприятности в семье заставляют Бада обратиться в бюро охотников, из которого его выгнали за систематические нарушения правил. Вместе со своим новым напарником, вчерашним офисным сотрудником Сетом (Дэйв Франко) Яблонски приступает к выполнению опасных заданий, но когда Бад случайно переходит дорогу влиятельным и крайне опасным вампирам, дело принимает серьёзный оборот. В опасности оказываются жена и дочь мужчины.
Если по задумке «Дневная смена» походит на смесь «Блэйда», «Зомби по имени Шон» и «Призрачного патруля», а по форме – на «Людей в чёрном», то содержательно постановка напоминает боевики восьмидесятых и девяностых: «48 часов», «Танго и Кэш» и «Час Пик».
Фильм по-настоящему старомоден. В нём есть набор знакомых типажей: крутой задиристый парень (Бад), коллега-ботаник (Сет), сексапильная подруга протагониста (Миган Гуд в роли жены Яблонски – Джосилин), саркастический второстепенный герой (Снуп Догг в роли наставника Бада – Большого Джона), высокомерный язвительный начальник (Эрик Ланж в роли главы бюро охотников – Ральфа) и отъявленная злодейка (Карла Соуса в роли главной вампирши – Одри Сан Фернандо).
«Дневная смена» запоминается впечатляющими экшн-сценами, безупречной картинкой вечно залитой солнечным светом долины Сан-Фернандо, а также фактурной экранной парой героев Фокса и Франко. Однако, «химия» между Бадом и Сетом ближе к концу фильма сходит на нет – чем ближе финал истории, тем больше авторы концентрируются на схватках и перестрелках.
Мифология постановки прописана символически, но с чувством вкуса. Мы узнаём, что существует пять типов вампиров: Южные, Восточные, Уберы, Ювенилы и Пауки. Описываются основные их особенности и способы, которыми можно убить упырей (чесночные гранаты, осиновый кол, обезглавливание). Основной упор сделан не на мир Сан-Фернандо или ярких (но одномерных) героев истории, а на кровавые, в меру жестокие сцены столкновений людей и вампиров. В ход идут огнестрельное оружие и восточные единоборства, а отчаянные погони на автомобилях заставят вспомнить о «Форсаже» или серии гоночных компьютерных игр «Need for Speed».
Особенно стоит отметить оператора Тоби Оливера («Прочь», «Астрал 4: Последний ключ»). В фильме Перри одно из самых виртуозных использований дронов в большом кино. Складывается даже впечатление, что наблюдаешь не за полнометражным фильмом, а оказываешься вовлечён в захватывающую видеоигру.
В качестве саундтрека в «Дневной смене» звучат известные песни Ice Cube, 2Pac, Эдвина Старра, Nickelback, Ol’ Dirty Bastard, самого Snoop Dogg’а и других исполнителей. В работе Перри нет присущих современным лентам жанрового разнообразия или упора на важные проблемы толерантности, а женщина выступает не в роли героя нового времени, но оказывается главной злодейкой.
Чем дальше развивается история, тем больше комедийная составляющая уходит на второй план. Все остроты в основном сосредоточены в первой половине картины. Нельзя сказать, что уровень юмора в фильме находится на высоком уровне, но некоторые шутки по-настоящему смешны, а дуэт слабовольного бывшего офисного клерка и поигрывающего мускулами искушенного охотника на вампиров вызывает смех, хоть и смотрится порой кринжово.
«Дневная смена» – фильм прямолинейный, но чертовски обаятельный. Это полный клише комедийный боевик с неплохим кастом, хитроумными трюками и классическим сюжетом о противостоянии людей и нежити во внешне благополучном, но скрывающим страшные тайны городе. Постановка Дж.Дж. Перри не претендует на место в истории, но с лёгкостью скрасит безмятежный летний пятничный вечер.