«Домовой»: я теряю корни?

«Домовой»: я теряю корни?

В апреле в прокат вышел российский фолк-хоррор «Домовой» Андрея Загидуллина. Геннадий Гусев рассказывает, каким получился новый фильм ужасов о нечисти из древнерусского фольклора.


«Домовой» (2023)

Режиссер: Андрей Загидуллин
Сценарий: Иван Елисеев
Оператор: Елена Иванова
Продюсеры: Аркадий Видов, Иван Елисеев


Варя (Василиса Немцова) и Арсений (Олег Чугунов) теряют родителей в автокатастрофе. У них остаётся только бабушка. Но вскоре семью постигает новое горе, и подростки вынуждены покинуть свой ветхий, расположенный далеко от городского шума дом. Их берёт на воспитание состоятельная семья. Инга (Наталия Вдовина) и Олег (Виталий Кищенко) работают архитекторами, живут в роскошном частном доме и, кажется, очень рады появлению детей. Однако вместе с Варей и Арсением в их новое жилище перебирается кое-кто ещё.

Фильм поставил молодой постановщик Андрей Загидуллин. В девятнадцать лет он написал два романа, затем принял решение стать кинематографистом. Но мечте не сразу суждено было сбыться. Молодой человек не сумел поступить ни во ВГИК, ни на Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Тогда Загидуллин решил изучить все премудрости профессии самостоятельно. Удивительно, но он добился успеха: его короткометражные работы заметили и высоко оценили, а затем он оказался на телевидении.

«Домовой» — третий полнометражный фильм режиссёра. Это выполненная в соответствии со всеми канонами жанра картина. Визуально она отсылает к западным хоррорам, а её нарратив, хоть формально и обращён к славянским мифам, тоже многое заимствует из традиций европейского кино. Лента погружает в мир страшных фамильных секретов и зловещих демонов, впрочем, вполне конкретных и даже осязаемых. Неожиданные сюжетные повороты и вязкий саспенс не дают расслабиться ни на секунду.

Напряжение поддерживается и при помощи стандартных приёмов: обилия затемнённых сцен и крупных планов, выхолощенной картинки с отсутствием ярких цветов, уместной замедленной съёмки, пробирающей до мурашек музыки от известного композитора и скрипача Алексея Айги и скримеров. Последними Загидуллин не злоупотребляет. Он полагается на другое неписаное правило: самое страшное — не то, что показывается, а то, что додумывается.

Постановщик сравнивает прежний дом ребят и их новое место обитания. Так, после переезда героев тёплые тона уступают место холодным, а скрипу половиц в старой избушке противопоставляется стерильная тишина минималистично меблированного особняка Инги и Олега. В определённый момент представляется, что сюжет свернёт в сторону «Потомства демона» или «Марго» — фильмов, в которых основные неприятности героям доставлял «умный» дом. Однако этого не происходит.

Как часто и бывает, основное зло оказывается сосредоточено в руках людей. И в минуту отчаяния герои в исполнении обаятельных Чугунова и Немцовой вынуждены решать, что дороже их сердцу: связь с отчим домом или перспективы новой, богатой жизни. Загидуллин и сценарист постановки, дебютант Иван Елисеев осторожно выводят главный вопрос: что важнее — родственные узы или движение вперёд, память о прошлом или взгляд в будущее?

Конечно, прямых ответов они не дают. Авторы недвусмысленно демонстрируют, что простые и, казалось бы, прописные истины не всегда и не для всех очевидны. Символически и метафорически «Домовой» — это завязанная на мифах мрачная история взросления, гораздо больше говорящая о мире вокруг нас, чем о вымышленных героях.


Читайте также:

Домовой: персонаж и традиция

Баба-Яга: путеводитель по миру героини славянского фольклора

Share on VK
Геннадий Гусев

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


ПЕРВЫЕ ВЕДЬМЫ. ПОТОМСТВО
WordPress: 11.93MB | MySQL:105 | 1,296sec