«Экзорцизм»: дьявол на съёмочной площадке
На следующий год после одной ленты про священника, на экраны выходит другая, но уже про актёра, играющего священника. Новый фильм «Экзорцизм» легко перепутать с недавней картиной «Экзорцист Ватикана»: похожи названия, цветовая гамма постеров, а в главной роли в обеих картинах — Рассел Кроу. Андрей Волков посмотрел хоррор Джошуа Джона Миллера и делится размышлениями об увиденном.
«Экзорцизм» / The Exorcism (2024)
Режиссёр: Джошуа Джон Миллер
Сценаристы: М. А. Фортин, Джошуа Джон Миллер
Оператор: Саймон Дагган
Продюсеры: Билл Блок, Бен Фаст, Кевин Уильямсон и др.
Если при просмотре второй ленты Джошуа Джона Миллера «Экзорцизм» (первую он снял двадцать пять лет назад) вам покажется, что она отдалённо напоминает «Экзорциста» Уильяма Фридкина, то это не будет ложным впечатлением. Ведь постановщик — сын Джейсона Миллера, драматурга и актёра, блестяще сыгравшего сложную роль отца Дэмиена Карраса в классическом хорроре Уильяма Фридкина. Не желая снимать прямой оммаж ленте, прославившей его отца, Миллер решил пойти по постмодернистскому пути. Зря что ли среди продюсеров значится Кевин Уильямсон, литературный отец «Крика», «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» и «Факультета».
Актёр Энтони Миллер (фамилия персонажа — ещё одна отсылка к нестареющей классике) переживает трудные времена. У него недавно умерла жена, непростые отношения с дочерью Ли (Райан Симпкинс), а сам он только-только вынырнул со дна бутылки. Персонаж пробует вернуться к актёрской стезе и соглашается сыграть священника в хорроре про одержимость. Однако он не знал, что вскоре встретится с настоящей чертовщиной.
Лента Джошуа Джона Миллера могла бы быть как серьёзным фильмом ужасов про одержимость, вроде «Экзорциста», так и ироничным хоррором с разрушением «четвёртой стены» а-ля «Крик» и «Факультет». Режиссёр решил соригинальничать и выбрал третий вариант, представив некий микс из оккультной мистики, драмы о пытающемся вернуться к нормальной жизни лицедее и метафильме об извилистом процессе создания произведений искусства, вроде «Труппы» (2003) или «4:48» (2014). Получилось у него малоувлекательное, даже вымученное кино, в котором нет ни настоящих ужасов, ни подлинной драмы, ни интересных размышлений о специфике творчества.
Маститый актёр Рассел Кроу старательно играет главную роль, но он не в состоянии преодолеть инерцию материала. Проблемы главного героя декларативны и не трогают зрителя. Режиссёр проигнорировал возможность показать душевные страдания персонажа, дабы вызвать сочувствие к попыткам актёра Миллера преодолеть слабость своего характера, всё время тянущую его к бутылке как панацее от всех бед. Сознательные аллюзии на «Экзорциста» также работают против новой ленты Джошуа Джона Миллера, ведь в фильме Фридкина прекрасно уживались драма о кризисе веры, притча о месте религии в современном рациональном мире и жуткий хоррор о вселении демона Пазузу в юную дочь актрисы Крис Макнил.
Результат трудов Джошуа Джона Миллера вышел печальным. Единственное, что у него более-менее получилось — это создать интригу. Как и дочь главного героя Ли, зритель некоторое время будет пребывать в томительном неведении — с чем связано странное поведение Энтони Миллера. Не запил ли он снова?
Однако детективный элемент не подкрепляется хорошей драмой характеров. Если главный герой хоть как-то интересен, то второстепенные персонажи представляют собой безликую серую массу. Например, характеру дочери недостаёт лидерских качеств, позволивших бы ей бесстрашно бороться за душу отца. Однако Ли не желает становится героем в глазах зрителя и ведёт себя большей частью апатично. Сюжет постоянно буксует и держится лишь на харизме Кроу, как будто лента намеренно снималась для его поклонников, которых, возможно, заинтересует редкое появление их кумира в жанре.
Дебютный хоррор Джошуа Джона Миллера получился откровенно неудачным, вобрав в себя многочисленные штампы. Зрители нередко избегают просмотра фильмов о съёмках, опасаясь увидеть унылое самовыражение автора, без малейших попыток заинтересовать реципиента. Вот и «Экзорцизм» Миллера представляется самоанализом режиссёра, словно он хотел поведать миру, как непросто ему было расти в тени софитов.
Несмотря на все усилия Рассела Кроу показать беды бывшего алкоголика, лента Миллера отличается драматургическим бессилием и предсказуемыми сюжетными поворотами. О хоррор-составляющей даже заикаться не стоит. Режиссёр не сумел грамотно использовать ни один скример, оставив в качестве послевкусия только ощущение дурного спектакля, созданного по мотивам великого «Экзорциста». Для драмы хуже всего — если она не бередит душу и оставляет равнодушным к проблемам персонажей.