«Еретик»: город засыпает, просыпается Хью Грант
В прокате новый проект студии А24 «Еретик». Скотт Бек и Брайан Вудс («Они») взяли на роль харизматичного антагониста Хью Гранта, чем заинтриговали даже тех, кто не слишком интересуется жанром, и дали ему в компанию пару молодых актрис (Софи Тэтчер и Хлоя Ист). Впечатлениями от психологического хоррор-триллера делится Яна Телова.
«Еретик» / Heretic (2024)
Режиссёры: Скотт Бек, Брайан Вудс
Сценарий: Скотт Бек, Брайан Вудс
Оператор: Чон Джон-хун
Продюсеры: Джулия Глаузи, Жанетт Волтурно, Кэти Аквино, Скотт Бек, Лилиан Бедфорд, Каи Рака, Стейси Шер, Брайан Вудс
Мрачновато-пессимистичная Барнс (Софи Тэтчер) и воодушевлённая Пэкстон (Хлоя Ист) — проповедницы Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Однажды они отправляются в обычный ежедневный обход — интересуются у прохожих, хотят ли те примкнуть к Церкви, получают отказы, ставят галочки в табличках и спешат в дорогу по другим адресам. Теперь точно должно повезти, ведь этот список составлен из тех, кто уже когда-то проявил интерес к Церкви. Ветер усиливается, начинается ливень. Барнс и Пэкстон стучатся в дверь мистера Рида (Хью Грант). Доброжелательный мужчина пускает девушек, предлагая поговорить в гостиной. Проповедницам нельзя находиться в доме, где нет женщин, но мистер Рид уверяет, что на кухне жена готовит черничный пирог и вот-вот накроет стол. Спустя время Барнс обнаружит ароматическую свечку с запахом того самого пирога, после чего станет ясно, что вечер будет непростым.
Как только замок защёлкивается, а девушки наконец начинают понимать, что угодили в передрягу, Хью Грант расплывается в обаятельной улыбке — пришло время для новой проповеди, вот только на этот раз говорить будет он, а Барнс и Пэкстон — внимательно слушать. Главный посыл злодея звучит так: монотеистические религии заимствовали свои центральные образы из языческих верований, поэтому не могут быть истиной и являются всего лишь копией. Но что тогда истинная религия? Во что стоит верить?
В моменте просмотра монолог вполне может захватить внимание, но со временем приходит осознание, насколько он на самом деле однообразный — примеров не хватает даже на пару рецензий, в текстах сквозят одни и те же имена и названия (Get Free, Лана Дель Рей, Creep, Radiohead, The Air That I Breathe, The Hollies). Режиссёры «Еретика», Скотт Бек и Брайан Вудс, не новички в делах кино — они написали сценарий «Тихого места», сняли слэшер «Они» и поставили фантастический боевик «65» с Адамом Драйвером, но говорить о неожиданных открытиях здесь, увы, не приходится.
Больше всего разочаровывает классический, расставляющий все точки, финал — отчаянно хотелось, чтобы герой Гранта не потерял своей мрачной загадочности и вышел за рамки кадра такой же мистической фигурой, которой он является в начале, едва открыв дверь. Парочку вопросов авторы, конечно, оставляют, предлагая зрителям самим выбрать сторону, но финальный монолог, отвечающий на главный вопрос «Во что нам верить?» видится попыткой пойти на поводу у абстрактного зрителя, который почему-то не хочет думать. А когда в сюжет оказывается вплетена ключевая фраза из датского хоррора «Не говори никому», становится совсем грустно. Неужели подразумевалось, что заимствование останется незаметным?
Впрочем, все перечисленные минусы вовсе не лишают «Еретика» своеобразной прелести — от фильма вполне можно получить краткосрочное удовольствие. Хью Грант, Софи Тэтчер и Хлоя Ист прекрасно разыгрывают свои партии, а небольшой деревянный лабиринт, который служит одновременно декорацией и важным элементом пазла, добавляет фильму атмосферы. Время, проведённое с героями в подвале во второй половине картины, пролетает незаметно, варианты финала вихрем проносятся в голове, только успевай отметать. В этот момент действие приковывает к экрану и не даёт отвлекаться. Кажется, Беку и Вудсу стоило бы поставить что-то более жанровое, быть может, даже ещё один слэшер. Вот был бы подарок!