«Жареный Барри»: Тур по кишкам Кейптауна

«Жареный Барри»: Тур по кишкам Кейптауна

У «Жареного Барри» была прекрасная фестивальная судьба, эта феноменальная южноафриканская картина собрала множество наград на тематических смотрах, а уже 6 мая состоится релиз на Shudder. Вполне возможно, что к концу года её можно ждать и в российских кинотеатрах, но пока прочитаем рецензию Ольги Шредер.


«Жареный Барри» / Fried Barry (2020)
Режиссер: Райан Крюгер
Сценарий: Райан Крюгер, Джеймс С. Уильямсон
Оператор: Гарет Плэйс
Продюсеры: Райан Крюгер, Джеймс С. Уильямсон, Николай Фульси


Барри – сидящий на героине нищий ублюдок из столицы ЮАР. Он шляется по городу, пьет пивко, иногда заглядывает домой на обед, ссорится с женой и старательно игнорирует маленького сына. Однажды после очередной стычки за столом Барри смылся в бар, немного поболтал о расизме и Мики Маусе и направился к другу, чтобы разделить с ним иглу. Только добраться домой после дозы он не смог: Барри похитили инопланетяне.

В алом неоновом трипе его исследуют лазерами и пичкают зондами во все отверстия, затем – сбрасывают обратно на Землю в ночной город. Барри стал странным: то ли его мозги прожарились на героине до хрустящей корочки, то ли в его шкуре оказался инопланетянин-энтузиаст, решивший отправиться в тур по вонючим кишкам Кейптауна.

Путешествие «нового» Барри – андеграундная антропология ЮАР под дюжиной таблеток. Не важно, трип это или эксплуатационная пародия на известные сай-фай фильмы восьмидесятых: рваные, безумные кадры будут сменять друг друга до тех пор, пока зрителю не захочется отмыться от «Жареного Барри» Райана Крюгера с наждачкой и хлоркой.

Крюгер много лет занимался созданием музыкальных клипов. В 2017 году он снял короткометражку «Жареный Барри», которая победила в номинации «Лучший экспериментальный фильм» сразу на нескольких фестивалях. Спустя три года режиссер адаптировал ее в дебютную полнометражную работу и получил целых 15 побед, в том числе на кинофестивалях BUT и Fantasia.

Крюгер балансирует между черной комедией, триллером и научной фантастикой, как напившийся до слепоты велосипедист, выехавший на автостраду. «Жареный Барри» дерганный, бессвязный, раздражающий, но обаятельный фильм с кислотными красками и простыми, но эффективными визуальными приемами. Крюгер специально отказался от заранее проработанного сценария, чтобы получить естественно-странные кадры. И это, возможно, лучшая тактика для создания трансгрессивного эпоса о приключениях инопланетянина в теле наркомана, которого швыряет то под мост, то в туалет ночного клуба, то в подвал педофила, вооруженного бензопилой.

Для Гэри Грина, статиста без актерского образования, Барри стал первой главной ролью. Безусловно, работа Грина – самое прекрасное в этом обдолбанном аду. Яркая внешность Барри в купе с неадекватным поведением очаровательны: худой Грин с жидкими волосами до плеч, кривыми зубами и ошалелым взглядом настолько аутентичен в своей роли, что если бы вы встретили его на улице, то точно перешли бы на другую сторону дороги.

Барри полюбили все. Крюгер продвигал фильм короткими роликами с персонажем, в которых тот рекламировал презервативы с ароматом дрожжей и бурую воду из ванны после купания. Страница фильма на Фейсбуке стала галереей фан-артов и мемов, а журналистам рассылались тревожные видеообращения, где Грин бормотал их имена. Сам режиссер, прекрасно понимая, как важно сделать бренд, всегда подписывает свои работы фразой «штучка Райана Крюгера». Эта деталь прекрасно отражает игривую эстетику «Жареного Барри», который хотя и осознает свою нелепость, но никогда в этом не признается.

Тем не менее, каким бы дурацким не казался «Жареный Барри», в нем считывается серьезный социальный контекст. Крюгер проецирует на экран внутренний хаос наркомана, реальность которого настолько пластична, что уже нельзя определить, где заканчивается приход и начинается убогая маргинальная жизнь. «Инопланетный» Барри, лишенный моральных ориентиров, просто плывет по течению, следуя за людьми, и каждая новая ситуация становится все более жесткой и дикой.

В ЮАР большие проблемы с наркотрафиком, СПИДом и социальным неравенством. Апартеид был отменен только в 90-х, до этого времени из-за сегрегации около 80% населения не могло получить качественное образование. В итоге это привело к огромному росту преступности. Государство не отреагировало на эпидемию ВИЧ вовремя. Более того, никто не изучал вопрос, а правительство всерьез заявляло, что ВИЧ не является причиной СПИДа и что нужно лечиться луком, свеклой и витаминами. По статистике на 2019 год каждый пятый человек в ЮАР живет с ВИЧ, и причина этому – бедность и необразованность.

Когда Барри берет грязную иглу или занимается незащищенным сексом с незнакомыми женщинами, его поступки кажутся не просто небрежными, а такими же деструктивными, как прием героина. Меж тем (и это может показаться парадоксальным) Крюгер не пытается найти для героя путь исправления, он не занимается нравоучениями или демонстрацией страданий. Он зачарованно наблюдает за распадом, как за веселым калейдоскопом из грязи, спермы, крови и яда. Эта полуироничная позиция отказывается от рамок морали и дает новый взгляд на человека и общество – может, не особо приятный, но безумно красочный и увлекательный.

Share on VK
Марк Шредер

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


ПЕРВЫЕ ВЕДЬМЫ. ПОТОМСТВО
WordPress: 11.94MB | MySQL:106 | 1,134sec