«Гоголь. Начало»: Классик вместо последней девушки
Завтра в российский прокат выходит «Гоголь. Начало» — первая часть амбициозного проекта, который после кинотеатров отправится на ТВ уже как сериал. Фильм выходит в двух версиях — «18+» и «16+». RussoRosso рассказывает сами понимаете о какой из них.
«Гоголь. Начало» (2017)
Режиссер: Егор Баранов
Сценарий: Алексей Чупов, Наталья Меркулова и другие
Оператор: Сергей Трофимов
Продюсеры: Александр Цекало, Валерий Федорович и другие
Дистрибьютор в России: «Каропрокат» (в прокате с 31 августа)
Общаясь с прессой, автор идеи и продюсер проекта «Гоголь» Александр Цекало пошутил цитатой классика: «Русского человека надо благодарить уже за намерение». То, что фраза действительно принадлежит Гоголю, — факт сомнительный. Зато интересно разобраться в том, в каких именно намерениях создателей можно найти повод для благодарности.
«Гоголь» — проект телеканала ТВ-3, с недавних пор держащего курс на умеренные реформы. Не в последнюю очередь он выражается в модернизации российской сериальной индустрии, от которой зачастую (цитируя Гоголя) «волосы ходят по голове». Близкого курса придерживается и дружественный ТНТ: в его сетке появляется все больше интересного. Но «Гоголь» — случай особый: проект похож на новый удар сериальной волны. Показ ТВ-шоу в кинотеатрах и затея с промосериалом — это попытка сразу двух телесетей превратить российское развлекательное ТВ из пустыни с горсткой оазисов в комфортную парковую зону, то есть создать комьюнити, где важное место займет зритель.
С точки зрения жанра проект вливается уже в другие актуальные течения. Создатели открыто рассчитывают угодить российской аудитории, серьезно заинтересовавшейся фильмами ужасов. А ступая на территорию хоррора, вспомнившая классику литературы команда подучила и классику киножанра. За рубежом мистический хоррор-детектив «Гоголь» отметили престижными наградами, одна из которых — за кинематографические достоинства. А ведь в фильме с известным литературным источником их могло и вовсе не оказаться.
Первый фильм «Гоголь. Начало» открывается сверхкрупным планом лошадиной задницы. На скакуне мелькает голая девушка со связанными руками. Один из разбойников привез ее для друзей — мужиков с грязными рожами и в засаленной одежде. Ритмичный блюз-рок на фоне происходящего и грубая телесность намекают на то, что в ближайшие полтора часа будет до жути весело. Внезапно из чащи леса появляется всадник в черном кожаном плаще и кромсает всю компанию, включая девушку, которой так и не удалось одеться.
Тем временем напудренный добела Николай Васильевич Гоголь служит судебным писарем в Петербуржской канцелярии. Ночами он ходит по книжным лавкам, выкупает раскритикованного публикой «Ганса Кюхельгартена», тащит книги в дом и сжигает дотла. Но главная беда Гоголя не в злых критиках. Всякий раз, когда нужно протоколировать убийства, горе-писаря штурмуют видения про покойников и убийц. Один из припадков замечает щеголеватый следователь Яков Гуро (Олег Меньшиков) — и сразу же берет Гоголя в ассистенты. Вместе они едут в провинциальную Диканьку расследовать убийство, как Икабод Крейн — в Сонную Лощину. Известный персонаж Джонни Деппа словно разделен надвое: циничный кареглазый детектив здесь Гуро, а боится расчлененки и не умеет ездить на лошади Гоголь. В Диканьке визитеров ждет то же, что подстерегало констебля в американской глубинке: недоброжелательные бюрократы, эксгумация и вскрытие трупа женщины и демонический всадник с когортой ведьм.
От «Сонной Лощины» (1999) российскому фильму досталась визуальная стилистика: выбеленные синюшные лица, парики и почти монохромная цветовая гамма, которая подчеркнута контрастными пятнами: по-бёртоновски густой кровью и денди-гардеробом Гуро. Лаконичные цвета — самое наглядное сходство «Гоголя» с «Сонной Лощиной» и заодно отличие от аляпистого «Вия» 2014 года.
Если с картинкой и динамикой все более-менее здорово, то со звуками создатели шоу подкачали. Саунд-дизайн остается на примитивном уровне, а музыкальные темы чаще всего напоминают погоню за «демонами» из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973).
Персонажи, вытащенные из разных повестей сборника о Диканьке, объединены в крепкую детективную интригу с любовным пунктиром. Не отрываясь от расследований под шефством Гуро, Гоголь успевает влюбиться в Лизу (Таисия Вилкова), белокурую жену местного аристократа. Теперь главного героя разрывают не только бесконечные видения, но и желание близости с одной стороны и патологическая брезгливость — с другой.
Отсылками к «Сонной Лощине» все не ограничивается. Ведь и гоголевский стиль не похож на бёртоновский стимпанк. Ну а российскому зрителю готическое однообразие могло бы надоесть где-то на полутора сериях шоу. Поэтому в фильме появляется множество других референсов — от «Властелина колец» до картин Тарантино, чей стиль можно распознать в убийственном trunk shot (сцене, снятой из открытого багажника). Роль автомобиля отведена грудной клетке трупа.
Тем временем загадок в Диканьке становится все больше — и за каждой стоит необъяснимое зло. Пока Николай Васильевич не слишком настойчив в своем расследовании, это зло подбрасывает ему слизней в постель и устраивает очные ставки с утопленницами. Когда же Гоголь становится угрозой темному мирку Диканьки, начинается открытая травля — зловещим всадником от мира мертвых и противным начальником диканьской полиции Бинхом (Евгений Стычкин) от мира живых.
Бытовое и мистическое соединяются здесь настолько крепко, насколько может позволить развлекательное кино. В фильме за это отвечает сюжетное разнообразие, которого не было в гоголевской литературе. А еще писатель четко отделял автора от мира персонажей, что в первую очередь изменили создатели шоу. Но это старый постмодернистский фокус: поселить биографического автора среди его же героев. И с Гоголем на экране его уже проделывал Константин Худяков в драме «Марево» (2008). Все могло бы ограничиться занятной литературщиной, если бы не попытка съемочной группы нащупать эквивалент гоголевского стиля в киноужасах.
В книгах Николая Гоголя жуткое и веселое лежит в одной тарелке: смешно, когда вареники прыгают в рот, а страшно, когда мертвец сидит верхом на трубе и держит галушку в зубах. Самый интересный из женских персонажей фильма «Гоголь. Начало», дородная баба Хавронья (Беата Маковская), наиболее ярко передает макабрический юмор писателя. Именно сцены с Хавроньей, занимающие не очень много экранного времени, могут попасть хоррор-фанату в самое сердце. Эта героиня сначала пленяет сдобным кокетством, потом визжит, как заправская королева крика, и, наконец, восстает из мертвых. Зло гогоча, Хавронья гоняет Гоголя по лесу, напоминая персонажа Сэма Рэйми — не то дедайта из «Зловещих мертвецов», не то развеселого козла из «Затащи меня в Ад» (2009). Неожиданное замечательное сочетание самой далекой классики. Скорее всего, в конце шоу выжившим и победившим Эшем будет Гоголь.
Читайте также:
«Гоголь» получил награду на американском кинофестивале
«Гоголя» разрежут на три части вместо четырех
Новые русские хорроры с питчинга Фонда кино
Экранизации русской готики (Darker)
15 ожидаемых российских сериалов 2017 года (Kinomania)