Advertisement

«В земле»: грибы – это зло

7 мая состоялся VOD-релиз нового фильма Бена Уитли «В земле», ранее представленный на «Сандэнсе» этого года. О буквальном возвращении британского режиссёра к корням и хтони – рассказывает Иван Афанасьев.


«В земле» / In the Earth (2021)
Режиссер: Бен Уитли
Сценарий: Бен Уитли
Оператор: Ник Гиллеспи
Продюсеры: Майкл С. Констебл, Джефф Дойчман, Эми Джамп и др.


После затяжного карантина из-за смертоносной болезни, уничтожившей большую часть человечества, учёный Мартин возвращается в родной исследовательский институт, где узнаёт, что его коллега, а заодно и бывшая возлюбленная Оливия пропала в лесу, изучая секреты местных плодородных почв. Заполучив в напарники специалистку по близлежащей местности Алму, он отправляется на поиски девушки. Впрочем, двухдневное пешее путешествие идёт не так с самого начала: сперва на них ночью нападают неизвестные, отобрав часть вещей и зачем-то обувь. Затем они натыкаются на дружелюбного на первый взгляд отшельника Зака, который, на деле, оказывается маньяком, свихнувшимся на почве поклонения Парнагу Феггу, злому божеству леса. Ну а там и до встречи с самыми жуткими порождениями природы недалеко.

 

Хочется только порадоваться за Бена Уитли, который после череды коммерческих картин, по-разному успешных (но одинаково безуспешных в попытках вписать имя постановщика в мейнстрим), вернулся к своему любимому жанру фолк-хоррора. «В земле» хочется назвать квитэссенцией творчества британского режиссёра: всё то, за что вы можете любить этого мрачного бородатого парня, здесь есть в двойном объёме. Запутанный, сотканный из недомолвок и оговорок мистический сюжет, точечные инъекции жестокости запредельного уровня, фирменный мизантропичный юморок, от которого волосы встают дыбом, и, конечно, ночной кошмар эпилептика. Если вы смотрели «Список смертников», «Поле в Англии» и «Раз! Два! Три! Умри!», то сразу почувствуете себя как дома. Если же нет, то стоит прежде ознакомиться с ранними работами, прежде чем соваться в недружелюбные бристольские леса.

В противном случае будьте готовы к крайней степени дискомфорта: после выхолощенных студийных фильмов Уитли вроде «Ребекки» и «Высотки» смотреть «В земле» – всё равно что рубить дрова для костра после уютного домашнего камина. Зернёный, необтёсанный, снятый за копейки на злом слове фильм, будто выдолбленный из камня языческий болван, недружелюбен к зрителю, это играет одновременно и в плюс и в минус. Даже в рамках жанра «слоубёрнер», предполагающего неспешную раскачку ради эффектной кульминации ближе к финалу, «В земле» шагает крайне медленно, как русский медведь, после спячки задумчиво бредущий в поисках мёда. Зато и впечатлений от встречи будет навалом: скажем, от сцены, в которой один из героев раз за разом промахивается, пытаясь отрубить другому пальцы на ноге, одновременно и стынет кровь в жилах, и прорывается гомерический смех.

В то же время хочется отметить, что, в отличие от эталонного «Списка смертников», нашедшего разумную грань между недосказанностью и последовательным повествованием, «В земле» временами будто слишком уходит в себя и закапывается в собственную мифологию. Рунные камни, мицелий, древние божества, смертоносная инфекция, аллюзии на Брекзит, запутанные любовные отношения между героями и Фегг знает что ещё – фильм щедро разбрасывает крупицы информации, история из которых складывается далеко не сразу. И даже если сесть после просмотра и попытаться связать воедино эту сложную мозаику из оккультизма, научной фантастики и карантинных штучек, едва ли удастся воссоздать стройную картину. Даже второй просмотр особой погоды не делает – иногда кажется, что, врубив режим дикаря-берсерка, не настроенного на диалог, Уитли загоняет самого себя в ловушку.

Впрочем, можно, как обычно, попробовать отключиться и просто воспринимать эту историю как классический уитлиевский трип. Тем более что в изображении изменений сознания он, кажется, дошёл до крайней точки: после визуализации последствий столкновения главных героев с лесными сущностями, заключёнными в разносимых ветрами невидимых спорах местных грибов, хочется немного отдышаться. Даже аналогичные аттракционы в безумном «Поле в Англии» не дарили таких незабываемо выматывающих эмоций. Хотя имя режиссёра и само по себе может служить опознавательным знаком, но «В земле» это настолько типичный, во всех смыслах слова, для Уитли фильм, что ваше отношение к картине можно предугадать на основании одного лишь факта, нравится вам его творчество или нет.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
ЛЕС ПРИЗРАКОВ: САТОР
  • Но как же так, про музыку в фильме ни слова на сказали? Клинт Мэнселл неплохо постарался на саундтреком

WordPress: 12.04MB | MySQL:109 | 0,424sec