«Страшные истории для рассказа в темноте»: Однажды в Милл-Вэлли
страшные истории для рассказа в темноте 2019

«Страшные истории для рассказа в темноте»: Однажды в Милл-Вэлли

«Страшные истории для рассказа в темноте» от Андре Овредала и Гильермо дель Торо уже в прокате. Во что же в итоге вылилось сотрудничество норвежца и мексиканца?


«Страшные истории для рассказа в темноте» / Scary Stories to Tell in the Dark (2019)

Режиссер: Андре Овредал
Сценарий: Кевин и Дэн Хейгмены
Оператор: Роман Осин
Продюсеры: Гильермо дель Торо, Шон Дэниел, Джейсон Ф. Браун и другие
Дистрибьютор в России: «Парадиз» (в прокате с 8 августа)


Прокат на этой неделе неумолимо переселяет зрителя в Америку конца 1960-х: Ричард Никсон, хиппи, Вьетнам, холодная война, убийство Мартина Лютера Кинга, выход на экраны «Ночи живых мертвецов» Джорджа Ромеро. Во время не столько неспокойное, сколько переломное. За год до событий, описанных Тарантино в «Однажды в… Голливуде», разворачивается другая история — не на холмах, но в уютном и, казалось бы, тихом городке Милл-Вэлли.

Хэллоуин, 1968 год. На арене лузеры из средней школы: два умника и их рыжеволосая подружка с большими очками и писательским дарованием. Но праздник под вопросом: героев задирают негодяи-старшеклассники, колядовать уже не модно, а мать пошила костюм Человека-паука наперекосяк. В поисках приключений на вечер, прихватив случайного нового знакомого в автокинотеатре, команда неудачников отправляется к проклятому дому в лесу, чтобы в конечном счете огрести за свое неуемное любопытство. На заброшенное жилище находится и легенда о покончившей с собой сумасшедшей, и проклятая книга, в которой сами собой пишутся пророческие страшные истории.

страшные истории для рассказа в темноте

Со вступительных кадров фильм окутывает визуальной эстетикой предметного мира и изобилует поп-культурными отсылками и насыщенностью медиапространства. Курс взят на приключения и ностальгию, а значит, в голове невольно пронесутся и «Очень странные дела», и «Оно» (2017), и «Лето 84-го» (2018), и их источники вдохновения — целая россыпь пасхалок раскидана по экрану, только успевай считывать. Во время школьных каникул в прокате идет редкий пример жанра — если не детский, то юношеский хоррор раннего пубертата, какими и были книжки Элвина Шварца, послужившие фильму сценарной основой. «Страшные истории для рассказа в темноте» закономерно занимают свое место на одной полке с «Особняком с приведениями» (2003), «Лемони Сникет: 33 несчастья» (2004), «Ужастиками» (2015) и даже классикой 1990-х — «Каспером» (1995) и «Джуманджи» (1995).

По выверенным трафаретам страшных сказок Гильермо дель Торо историю в этот раз оформляет норвежский режиссер Андре Овредал, знакомый зрителю по «Охотникам на троллей» (2010) и «Демону внутри» (2016). Под протекцией дель Торо не первый раз оказываются начинающие режиссеры: полнометражный дебют Андреса Мускетти «Мама» (2013) также вылетел из-под его крыла. Вооружившись знакомыми методами и многообразием первоисточника, Гильермо остается верным себе: история начинается со слов рассказчика, любое зло воспринимается как результат отсутствия добра, а призраки — лишь этап взросления и буфер между детьми и кошмарами реальной жизни. Правда, в отличие от сказок самого дель Торо, здесь призраки несут угрозу вполне реальную (и даже смертоносную) и едва ли сражаются на стороне добра.

Овредал же вновь демонстрирует, как он умеет вдохнуть жизнь в любое пространство, будь то норвежский лес, подвал морга или целый городок. Все вокруг героев живет и дышит, самопроизвольно падает, шумит, кряхтит. Сочиненный мир насыщен артефактами и магическими, и местечковыми: проклятая книга, музыкальная шкатулка, пугало, рации, комиксы, архивные вырезки, отрубленные пальцы, зловещие песни, ну и сами монстры того гляди рассыплются то ли на части, то ли на солому. Микрокосм Овредала физически осязаем и тактилен. Кажется, что еще чуть-чуть — и от изобилия фактуры на экране что-то случайно упадет под ноги зрителям в зале.

страшные истории для рассказа в темноте

Но, как и всегда, за завесой волшебного мира детей поджидает мир реальный, который, несмотря на плотоядность монстров, куда более страшен. События разворачиваются накануне одних из самых противоречивых и напряженных выборов в истории США (лучшего реверанса действительности и не придумать). 5 ноября 1968 года демократическая партия незначительно проиграет впервые за долгое время, и Овальный кабинет займет выдвиженец республиканцев Ричард Никсон. Война во Вьетнаме в самом разгаре, и вопрос героини: «А стоит ли верить всему, что пишут в газетах?», — пусть и касается судьбы проклятой леди, актуален и сегодня. Сталкиваясь с медиаполем, дети должны решить, действительно ли все, что написано на бумаге, — непреложная истина и обречено сбыться, как в случае с дьявольский книгой, которая пишет за них их собственное будущее. Или у них остается право говорить самим за себя и писать свою историю? Параллель с освещением Вьетнамской войны в СМИ и сегодняшней войны информационной под покровом детских страшилок звучит особенно звонко и отчетливо. И даже с интонацией неизбежности для самих детей, которые, повзрослев и справившись с домашними монстрами, обречены встретиться лицом к лицу с реальным адом Вьетнама и запахом напалма поутру.

Финал фильма обрывается на полуслове и оставляет лазейку для сиквела: не все вопросы решены, не все истории Элвина Шварца рассказаны, а значит, этот мир еще может вернуться на экраны. Но точнее об этом скажут результаты проката.

страшные истории для рассказа в темноте 2019

Читайте также:

Фильмы Андре Овредала: Что мы знаем о режиссере «Страшных историй для рассказа в темноте»

Share on VK
Настасья Горбачевская

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


ПЕРВЫЕ ВЕДЬМЫ. ПОТОМСТВО
WordPress: 11.93MB | MySQL:105 | 1,013sec