«Красные комнаты»: спрос и предложение в засекреченном мире
Тёмная сторона интернета, где не существует никаких законов и правил, давно эксплуатируется кинематографистами при попытке раскрыть самые тяжёлые темы. «Красные комнаты» — один из таких мифов даркнета. В тексте Дмитрия Бортникова читайте, как Паскаль Планте переосмысливает привычный жанр и рассматривает истории про маньяков под новым углом.
«Красные комнаты» / Les chambres rouges (2024)
Режиссёр: Паскаль Планте
Сценарий: Паскаль Планте
Оператор: Винсент Бирон
Продюсеры: Доминик Дюссо, Тим Ригетт
Модель и знающая всё о цифрах Келли-Энн (Жюльетт Гарьепи) так устала от реальности, что давно находит смысл своего существования только онлайн. Однажды в сети она находит серийного убийцу, которого вот-вот должны судить. Она решает ходить на все заседания по его делу, чтобы встретиться с маньяком взглядом. По её мнению, это простое действие должно изменить весь привычный мировой порядок.
Хорошие художники копируют, великие — воруют. Паскаль Планте нашёл свой способ рассказывать истории, способные сломать психику здоровому человеку. Сюжеты про маньяков никогда ещё не были такими линчевскими и умиротворяющими, а кроме того, страшными и обыденными одновременно.
Планте наслаждается главными героинями, а их тут, по сути, две — Келли-Энн, способная на всё ради поставленной цели, и Лори Бабен, с лёгкостью влюбившаяся в маньяка и до последнего уверенная в том, что того, кто сидит в зале суда, на самом деле подставили, ведь такие глаза не способны врать…
У режиссёра получился приговор современности, где, как правило, одному человеку плевать на другого: мы все замкнулись в одиночестве, и редкий индивид может стать другому чем-то более близким, чем очередная тень на пути домой или на работу. Хичкоковские приёмы тут работают, как нельзя лучше, а всё, что остаётся за кадром, проникает в зрителей гораздо глубже того, что создатели готовы показать.
Можно подумать, что «Красные комнаты» возникли после встречи Стивена Содерберга, Даррена Аронофски и Дэвида Финчера в баре, где кинематографисты на спор решили снять кино со всеми своими привычными фишками. Планте играет со всем, что было придумано, показано и давно стало абсолютно культовым. Сочные цвета, эмоции и крупные планы — это «ключи» к стилю, мыслям и основным идеям фильма. Главная героиня — современная версия рассказчика из «Бойцовского клуба», где точно так же обыгрывались проблемы человека в обществе и неспособность жить, как прежде. Нечто подобное недавно получилось и у наших кинематографистов — в картине «Белый список».
«Красные комнаты» — нетипичное, но умное и гипнотическое кино, от которого невозможно оторваться, а дойдя до финала, тут же хочется пересмотреть; идеальная игра-мозаика по составлению портретов героев и маньяка в ожидании приговора. Фильм Планте оказывается одним из представителей нового поколения триллеров, где на первом месте стоит визуальная составляющая: главное, как и что показано, а физиология и чрезмерная жестокость отходят на второй план. «Красные комнаты» создают мифы внутри городских легенд, чтобы усложнить, запутать и не дать зрителю до конца разобраться в происходящем, делая поход в кино особенно ценным, благодаря внутреннему мозговому штурму.