«Кто там?»: с небес на землю
Российские триллеры – явление интересное и активно развивающееся. К сожалению, бывают картины, которые рушат все накопленные ранее надежды на отечественный кинематограф. Многообещающий «Кто там?» – один из таких примеров. Что не так с этой антологией, рассказывает Дмитрий Бортников.
«Кто там?» (2022)
Режиссеры: Владимир Маслов, Виталий Дудка, Михаил Морсков
Сценарий: Виталий Дудка, Михаил Морсков, Михаил Соколовский, Гога Побережный
Оператор: Андрей Данельян, Василий Григолюнас
Продюсеры: Вадим Врещагин, Владимир Маслов
Пять зарисовок о том, что пугает и не оставляет равнодушными людей. Богатый мужчина, молодой полицейский, командир корабля, запутавшаяся женщина и девочка, которая не хочет открывать маме дверь. Все они столкнутся с неожиданными ситуациями, которые проверят жизнеспособность и устойчивость их нервной системы.
Начинается «Кто там?» с игрового пролета – своеобразной заявки на то, что всё в фильме будет сделано технологично и на уровне, превышающем обычное отношение к национальному кинематографу.
Первая новелла – игра в финчеровскую «Комнату страха», где вместо Джоди Фостер и Кристен Стюарт у нас Владимир Машков и Яна Сексте. Героям приходится запереться в винном подвале, т.к. в доме оказываются грабители, хорошо знающие, что у хозяев есть деньги. И это одна из лучших историй проекта, только заканчивается она слишком быстро, хоть и с твистом. Тут не помешали бы режиссерская версия или комментарии про задумку, а то зритель остается несолоно хлебавши.
Далее идет история с надеждой российского кинематографа – Тихоном Жизневским. Трое полицейских попадают в квеструм и подвергаются неожиданному нападению. Само место, где служителям закона приходится выживать, сделано очень здорово, но, несмотря на все старания, вложенные в новеллу, нормально зафиналить ее у создателей не вышло.
История-передышка, где Марьяна Спивак слушает российскую эстраду, а потом встает перед дверью и страшной дилеммой. Вариантов развития у такой истории – миллион и маленькая тележка. Что делают авторы «Кто там?» – идут самым безопасным и банальным путем.
Самым масштабным и растянутым сюжетом стала история о самолете, где капитан в исполнении Кирилла Кяро выходит из кабины, чтобы «поговорить» с одной из стюардесс за закрытой шторкой, а второй пилот решает обсудить личную проблему всем самолётом. Героям нужно решить идти или не идти на уступки, иначе придется рассесться по своим местам, чтобы потом их было легче опознавать. В новелле прячется множество порой ненужных деталей. Например, одной из тех, кто летит на этом рейсе оказывается реальная порноактриса.
Финалит «аттракцион» невиданно чего история, где правит балом Саша Бортич, которой дали подурачиться и сыграть Джокера в женском обличье. И главное, чего не хватает этой новелле – целостности и точки, которая так необходима при создании подобных антологий. Зрители «Кто там?» получают скорее затравку на продолжение с улыбкой девочки из «Я-худею».
Стоит отметить и то, что создатели заморочились с приглашением актеров даже на закадровые «голоса». Так, в первой новелле бандитом оказывается Александр Балуев, а в истории про самолет, голосом играет Игорь Хрипунов, знакомый каждому любителю российских ужастиков, ведь актер снимался буквально в каждом из них. Все рассказы «Кто там?» связаны. Правда, чтобы разобраться, как именно, нужен пересмотр проекта, но возвращаться в этот мир абсурда и преувеличений мало кто захочет.
Создатели «Кто там?» – трио, где только у одного за плечами есть хотя бы «Топи» Дмитрия Глуховского, второй – скорее композитор, чем режиссер, а третий до этого снял лишь ток-шоу о том, как правильно продать свою идею. Вместе они, то ли вдохновившись «Черной комнатой», то ли пересмотрев «Черного зеркала», решили снять свои страшные истории, вот только ужас остался за кадром, а мысли и идеи для новелл они растеряли по дороге.
К сожалению, авторы сделали это всё на полном серьезе и вернули отношение зрителей к российским картинам на уровень до «Дозоров», когда заинтересованных хватало, но окупить производство и рекламу толком не получалось, а кинотеатры страдали от этого больше остальных участников процесса.