«Кукла. Реинкарнация зла»: можно понять, но как простить?
«Кукла. Реинкарнация зла» — был лидером тайского проката в течение целого месяца и покорил зрителей Азии. Теперь фильм добрался и до российского проката — с 13 июля его можно будет увидеть в кинотеатрах. Что прославило режиссёра, чем удивляет эта картина, и как Сопон Сукдаписит погружает зрителя в атмосферу ужаса, читайте в рецензии Артёма Петрова.
«Кукла. Реинкарнация зла» / Home for Rent (2023)
Режиссёр: Сопон Сукдаписит
Сценарий: Танида Хантавииватана, Сопон Сукдаписит
Оператор: Нирамон Росс
Продюсеры: Крис Эйамсакулрат, Вирачай Яйквавонг
Супружеская пара из Бангкока Нинг и Квин решаются на отчаянный шаг, чтобы поправить финансовое положение. Они сдают свой большой дом в аренду приятной пожилой женщине Ратри и ее взрослой дочери Нач, а сами вместе с ребенком переселяются в небольшую квартиру. Кажется, что арендаторы не доставят проблем, но с их появлением жизнь семьи превращается в ад. Зло имеет свои планы на главных героев. Необходимо понять, в чём они заключаются, и сорвать прежде, чем произойдет непоправимое.
Сопон Сукдаписит в первую очередь известен в качестве соавтора сценария культового таиландского хоррора «Затвор» (реж. Банйонг Писантханакун, Паркпум Вонгпум). Картина получила огромный успех даже за пределами своей страны, что подтверждается наличием американского ремейка «Фантомы» (реж. Масаюки Отиаи). Но, помимо написания крепких сценариев, Сукдаписит также успешно выступает и в качестве режиссёра. Его новый фильм «Кукла. Реинкарнация зла» довольно успешно выступил не только в родной стране, но и в азиатском прокате в целом. Теперь его смогут увидеть и российские зрители.
Сюжеты про въезды в проклятые дома и снятие жилищной площади в аренду у подозрительных арендодателей далеко не новы. Сукдаписит не пошёл по проторенной тропе и полностью обыграл привычную историю, не оставляя главным героям никакого шанса избежать встречи со злом. Наделив одного из центральных персонажей функциями второстепенного антагониста, фильм начинает ловко балансировать на грани между мистическим хоррором и драмой про абьюзивные отношения, не позволяя ни одному из этих жанров взять верх друг над другом. Сочетание реального и выдуманного ужаса погружает в особую атмосферу кошмара, из которого нет шанса вырваться. По крайней мере на первый взгляд.
И, когда кажется, что удивляться больше нечему, и все карты были раскрыты с самого начала, режиссёр достаёт козырной туз из своего рукава. Во втором акте привычное прямое повествование сменяется нелинейным, тем самым позволяя взглянуть на ту же историю, только под другим углом и с дополнительными подробностями. Центральным жанром становится полноценная драма, посвященная любви настолько сильной, что на пути к ней не может существовать никаких преград. Наиболее детально раскрывается характер персонажа, который до этого позиционировался как злодей. Вместо негодяя на суд выносится сломленный и трагичный человек. Чувство вины за совершённую в прошлом ошибку побуждает его использовать силу, которую он не до конца понимает. Цель оправдывает средства.
При этом отчетливо видно, что Сукдаписит испытывает симпатию к антагонистам и очень хотел, чтобы и другие испытывали к ним схожие чувства. Однако даже внушительного двухчасового хронометража не хватило, чтобы уделить внимание всем. Пришлось пойти на жертвы. Несмотря на схожую мотивацию, основные злодеи так и остались однозначным чистым воплощением зла, готовым разрушить всё на пути к достижению заветной цели. Их можно понять… но возможно ли простить? Вопрос риторический.