«Рубеж выживания»: опасность рядом
«Рубеж выживания» рассказывает о людях, ожидающих помощи на заброшенной военной базе посреди океана. Отношения накаляются, характеры сталкиваются и испытывают давление замкнутого пространства, а к платформе тем временем приближается загадочное судно. Об этой неожиданно камерной истории на фоне бескрайней воды читайте в рецензии Геннадия Гусева.
«Рубеж выживания» / Last Sentinel (2023)
Режиссёр: Танел Тоом
Сценарий: Малачи Смит
Оператор: Март Ратассепп
Продюсеры: Бен Пуллен, Йозеф Брандмайер, Митч Бадин, Йорг Бундшух, Иво Фельт, Мэттью Джеймс Уилкинсон
2063 год. В результате кровопролитных мировых сражений и повышения уровня мирового океана на планете осталось лишь два континента. Мир разделился на Север и Юг. Они ведут борьбу за истощающиеся ресурсы — вопрос выживания стоит особенно остро.
Четверо солдат с Юга охраняют один из аванпостов посреди бескрайнего океана. Их цель — предотвратить возможное вторжение противника. Оплот обороны должен выдержать любую атаку, но между членами подразделения устанавливаются напряжённые отношения, а запасы провианта заканчиваются катастрофически быстро.
Многонациональная команда защитников включает в себя сурового сержанта Хендрикса (Томас Кречман), немногословного капрала Кэссиди (Кейт Босворт), а также их подчинённых: энергичного Салливана (Люсьен Лависконт) и спесивого Бэйнса (Мартин МакКанн).
Неприятности у отряда начинаются тогда, когда защитники замечают входящее в их воды неопознанное судно. Очень скоро выясняется, что экипаж на нём отсутствует, но загадка появления корабля остаётся невыясненной. С каждым часом напряжение нарастает, члены команды Хендрикса чувствуют себя всё более и более неуютно, а некоторые из них понимают, что кризис — отличная возможность для побега.
«Рубеж выживания» — клаустрофобическое полотно, в центре которого оказываются люди со своими достоинствами и недостатками. В форс-мажорной ситуации каждый из них рано или поздно проявит свою сущность. А несовпадение характеров и отсутствие дисциплины в строю приумножат начинающийся раздрай в коллективе.
Медленно тлеющий огонь непонимания постепенно перерастёт в открытые ссоры и масштабные конфликты. Вкупе с таящейся где-то рядом смутной, но вполне реальной угрозой ситуация накалится до предела.
«Рубеж выживания» — англоязычный проект молодого эстонского режиссёра Танела Тоома. Кинематографист проявил себя, когда получил номинацию на «Оскар» в категории лучший короткометражный фильм. И пусть «Признание» не получило награду, зато помогло постановщику в карьерном пути.
Используя стандартные приёмы создания саспенса (обилие крупных планов и коротких кадров, мрачная музыка, максимальное оттягивание катарсиса, хранящие секреты герои), Тоом придаёт повествованию дополнительного смысла, когда исподволь обращается к современным проблемам мирового сообщества.
Режиссёр делает экивоки в сторону глобального изменения климата, ксенофобии и разрушительной, в прямом и переносном смыслах слова, природы человека. Этих вопросов автор касается скорее по касательной, нежели напрямую, но не обратить на них внимания при просмотре ленты практически невозможно.
Чем ближе финал истории, тем больше Тоом концентрируется на сложных взаимоотношениях внутри команды. Долг противопоставляется правде, а сумбур — порядку. Развязка «Рубежа выживания» оказывается чуть менее неожиданной, чем можно было предположить, исходя из развития сюжетной линии. Тем не менее «Рубеж выживания» — состоятельный мистический триллер, который пугает, удивляет и заставляет сопереживать не самым обаятельным, но определённо харизматичным героям.