«Лукавый»: не забывай прошлого своего


УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Древние поверья и легенды небольших деревень — кладезь сюжетов для фильмов ужасов. Дмитрий Бортников посмотрел «Лукавого» и рассуждает о том, что есть современный страх, есть ли что-то страшнее материнской боли, и где в картине можно обнаружить Ари Астера, значительно повлиявшего на жанр после выхода «Реинкарнации» и «Солнцестояния».


«Лукавый» / Lord of Misrule (2023)

Режиссёр: Уильям Брент Белл
Сценарий: Том де Вилле
Оператор: Саймон Роулинг
Продюсеры: Уильям Брент Белл, Ник Бауэр, Элисон Бристер, Лори Кук, Дипак Наяр, Джейсон Ньюмарк, Джеймс Томлинсон и др.


Семья преподобной Ребекки Холланд переехала в деревню. Поначалу им кажется, что новое место поможет им справиться со всеми проблемами. Но на празднике, во время которого изгоняют Лукавого, местного демона, чей уход способствует хорошему урожаю, пропадает их дочь. И как бы безутешная мать, преследуемая видениями, не пыталась её разыскать, местные только разводят руками. Тогда Ребекка решает во что бы то ни стало вернуть дочь домой.

Восхищаться «Лукавым» можно, начиная прямо с титров: тут и догадки о сюжете из-за огромной картины (Ари Астер чудится буквально в каждом кадре). Костюмы и маски, которых на языческом празднике плодородия очень много, отсылают к хоррору Алекса де ля Иглесиа «Венецияфрения», где взбунтовавшиеся Арлекины вершили свою только им понятную справедливость. А с немецким сериалом «Тьма» фильм роднит то, как создатели раскидывают вещи, постоянно давая зрителям подсказки и наводя на нужные рассуждения.

Режиссер «Одержимой» и дилогии «Кукла» продолжает развивать мысли о потере. На этот раз с помощью сценариста сериала «Ганнибал» Тома Де Вилле. Вместе они проходят путь веры, то в Бога, то в Дьявола, мести и принятия. Их главная героиня служит высшим силам, ей не близки мифы и легенды, она верит в людей и то, что человечество несёт с собой как хорошее, так и плохое. Поэтому Ребекка Холланд не видит и не может найти дочь ровно до того момента, пока не уверует и не шагнет в заветный чёрный амбар, про который знают и говорят все в деревне, но никто туда ещё не попадал (появляется он в последний день языческого торжества).

Фильм — это своеобразное противостояние героев Ральфа Айнесона и Таппенс Мидлтон. Первый много лет назад точно так же потерял сына, но пришел к собственной вере. Вторая отказывается быть просто кричащей женщиной: она постоянно лезет куда не следует, готова на всё, лишь бы узнать что-то новое о местонахождении дочери, и внимательно слушает о деревушке, где Лукавый давно творит то, что ему вздумается. Эти двое — противоположности, которые не могут существовать рядом друг с другом, но и без одного из них мир просто разрушится.

Продюсеры «Ветреной реки» и «Корабля призраков» запустили свою версию «Плетёного человека», сериала «Три дня» с Джудом Лоу и «Рода мужского», приправленных «Экзорцистом Ватикана». Это история о принятии мира, женском начале и способности матерей защищать своих детей и вытаскивать их из любых ситуаций и миров, сражаясь с кем и чем угодно.

«Лукавый» — мистический триллер, не пытающийся прославиться постхоррорной составляющей, хотя она, несомненно, тут тоже присутствует. Создатели активно пугают своих зрителей то девочкой, преследующей свою маму, то неприятными старушками, видящими и понимающими чуть больше остальных, благодаря возрасту. Фильм перезапускает тему религии и напоминает, как служители церкви разделывались с неверными, а их потомкам до сих пор приходится расхлёбывать то, к чему это привело. «Лукавый» — игра с реальностью и вымыслом, тем, что понятно и необъяснимо.

Share on VK
Дмитрий Бортников

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 11.97MB | MySQL:107 | 0,741sec