«Мегаломаньяк. Реинкарнация»: замыкая круг зла

«Мегаломаньяк. Реинкарнация»: замыкая круг зла

«Мегаломаньяк. Реинкарнация» — бельгийский хоррор, основанный на реальной истории и получивший главный приз фестиваля Fantasia. Его мрачная реальность вызывает ассоциации с работами Алексея Балабанова. А 21 сентября картина доберётся до российских кинотеатров. В чём выражается смелость режиссёра Карима Уэлхажа, и о чём это непростое кино, в своей рецензии рассказывает Дмитрий Шаля.


«Мегаломаньяк. Реинкарнация» / Megalomaniac (Бельгия, 2022)

Режиссёр: Карим Уэлхаж
Сценарий: Карим Уэлхаж
Оператор: Франсуа Шмитт
Продюсеры: Николас Джордж, Карим Уэлхаж, Флоранс Саади


С января 1996-го по июль 1997-го маньяк по прозвищу Мясник из Монса совершил 5 жестоких убийств. Преступник расчленял тела женщин, раскладывал их по мусорным пакетам и оставлял на обочинах дорог. На поиски Мясника была поднята вся полиция Бельгии, но — безрезультатно. Убийства, правда, внезапно прекратились, однако личность преступника так и не была установлена. Кто он такой, не знают до сих пор.

Этот сюжет сам по себе тянет на полноценный хоррор, но режиссёр Карим Уэлхаж идёт дальше. Его кино — о детях Мясника из Монса. И ещё о бесконечном круговороте зла, который, похоже, уже не прервать.

Впрочем, сам Мясник в фильме всё же фигурирует. В начальном эпизоде, при появлении на свет своей дочери Марты, лысый обрюзгший мужчина с наслаждением наблюдает за муками роженицы. Снятая в предельно жёстком ключе сцена, превращает акт рождения в пытку и настраивает зрителя на должный лад — нас ждёт непростое и очень кровавое кино.

Прошло почти тридцать лет. Марта (Элайн Шумахер) и её старший брат Феликс (Бенжамен Рамон) уединённо живут в старинном, потихоньку осыпающемся доме. Марта превратилась в забитую, переполненную комплексами женщину. Она — ночная уборщица на фабрике, страдающая от унижений и сексуальных домогательств коллег-абьюзеров. Открыто противостоять перешедшим все границы мужчинам у неё попросту нет сил, воля её сломлена. Воспитанная старшим братом, она полностью ему подчинена. Феликс контролирует буквально всё — её жизнь, её работу, её расписание, её лекарства и её привычки. У Марты остаётся только одна отдушина — социальные сети. Но даже подглядывая за жизнью бьюти-инфлюенсеров, она находит повод для самоунижения, — Марта считает себя толстой.

Феликс, меж тем, по-своему заботится о Марте и даже готов сделать ей приятное, правда, в особом семейном стиле. Феликс — достойный продолжатель дела отца, с не меньшей жестокостью убивающий одиноких женщин. Для одной он сделает исключение и подарит её Марте. Оказавшаяся на цепи Жюли (Хелен Моор) будет её игрушкой — предметом забот или издевательств. Тут многое зависит от текущего настроения Марты, которую всё же не обошло семейное проклятие…

Конечно, этого фильма не получилось бы без изумительной Элайн Шумахер. Временами даже становится страшно за её ментальное здоровье, — настолько актриса убедительна в своей роли.

У 49-летнего бельгийского режиссёра Карима Уэлхажа неоднозначная репутация. Критики его превозносят, а каждый фильм Уэлхажа удостаивается фестивальных наград. И есть за что — режиссёр он меткий и изобретательный. Его дебютная «Парабола» была снята пиратским способом на улицах Льежа и обошлась создателям всего в 750 евро. Это псевдодокументальное кино о проститутке и её сожителе сравнивали с «Необратимостью» Гаспара Ноэ, и так же корили за излишний натурализм.

Переступать границы запретного у Карима Уэлхажа, похоже, в крови. Большинство его фильмов посвящены жизни за гранью, и тут он не идёт на компромиссы. Наверное, поэтому он постоянно испытывает трудности с финансированием. Так, например, проект «Мегаломаньяк» был запущен ещё в 2017-м, однако реализовать его удалось лишь в прошлом году.

Вынужденная задержка пошла фильму только на пользу. «Мегаломаньяк» — по-настоящему вызревшая и выстраданная работа, в которой нет ничего лишнего. Карим Уэлхаж и оператор Франсуа Шмитт явно выстраивали кадр с оглядкой на работы ранних фламандцев: Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена. Это камуфлирует кровавый натурализм «Мегаломаньяка», перенося действие в плоскость грёз и ночных кошмаров. Похоже, только так и можно было влезть в голову страдающей Марты и достоверно отразить её раздвоенное сознание.

Share on VK
Дмитрий Шаля

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 11.98MB | MySQL:108 | 1,217sec