«Мгла»: она внутри нас
Создатели фильма «Мгла» показали, что будет, если заселённую многоэтажку отрезать от остального мира. Дмитрий Бортников делится впечатлениями от картины и рассказывает, что случается с людьми, которые оказываются заперты со своей натурой и соседями.
«Мгла» / La Tour (2022)
Режиссёр: Гийом Никлу
Сценарий: Гийом Никлу
Оператор: Кристоф Оффенштейн
Продюсеры: Бруно Наон, Сильви Дантон
Жители многоквартирного дома обнаруживают, что окна и двери наружу окутаны чёрной пеленой, а всё что в неё попадает бесследно исчезает. Не дай бог кто-то решится сунуть туда руку или ногу — всё срезается, как будто кто-то использует самое острое лезвие во вселенной, а после человек просто сходит с ума в поисках отрезанной конечности. Связи больше нет, электричество нестабильно, поэтому все бросаются пересчитывать запасы и прятать их на неопределенный срок. Чудовищная паника перерастает в понимание, что для выживания необходимо объединиться, но это лишь ведёт к недопониманию и попыткам развязать войну.
Фестивальный любимчик Гийом Никлу во «Мгле» рассуждает, что будет если сначала напугать, а потом не дать людям возможности выбора. Конечно, большинство постарается найти причины и любые способы начать вражду. В ход пойдут куклы вуду, домашние животные, как единственный способ разводить еду, дети, для тех, кто быстро переквалифицировался в каннибалов (у этой темы новый рассвет; например, в сериале «Шершни» она тоже поднимается). На самом деле не так уж и важно кто что придумает и выберет, главное начать, а последователи всегда найдутся.
«Мгла» вобрала в себя принципы экранизированной книги «Высотка» Джеймса Балларда, «Платформы» от Netflix и индонезийского «Заклятья: 13-й этаж». Авторы фильма нагло и фамильярно берут самые актуальные и «нарывающие» темы для общества, стравливают с созданной кинодействительностью и превращают это всё в кромешный ад и слишком реалистичный ужас.
Из-за того, что вокруг здания, где происходят все события картины, обитает что-то вроде убийственной «Мглы» Дарабонта и тумана в «Можарово» из «Антологии русского хоррора», у героев просто не остаётся возможности выбраться и начать всё сначала. Поэтому каждый, определившись с группировкой, старается быть полезным, найти себя и отыскать то, что нужно всем, тем самым обезопасив себя от полного уничтожения из-за ненадобности.
«Мгла» пугает своей атмосферой и тем, что люди сталкиваются с необъяснимой изоляцией, повторяющей недавнюю историю с ковидом, удалёнкой и страхом перед неизвестностью, ведь до сих пор неясно, повторится ли это всё или людям на этот раз повезло… И тут выявляется самый важный момент, ведь люди, живущие в здании, довольно скоро перестают интересоваться тем, что «снаружи»: происхождением мглы и способами её уничтожить.
Вражда полностью поглощает их. Они поддаются первобытным желаниям, ощущениям и страхам. Запретов больше не существует: нравится вещь, докажи, что ты сильнее нынешнего обладателя; хочешь женщину – бери; не нравится мужчина, убей, только помни, что за него скорее всего кто-то решит отомстить. Главное для них здесь и сейчас — вопрос выживания любой ценой, защита рода и поиск того, что поможет продержаться в заданных условиях как можно дольше, желательно намного дольше соседа, особенно того, который вечно сует нос не в свои дела и кажется слишком много знает.